Конференции
Март 2023

ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Коденцова Галина Васильевна
воспитатель
МКДОУ Кантемировский детский сад № 1, п. Кантемировка

Дошкольный период – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здорового образа жизни; умственного, нравственного и физического развития; формируется личность ребенка. В этот период ребенок интенсивно растет, движения становятся его потребностью, поэтому очень важно создать необходимые условия для своевременного развития движений и формирования необходимых двигательных навыков. Для этого и существует утренняя гимнастика.

Каждый день с самого утра в детях кипит энергия, вырывающаяся наружу. Они прыгают и бегают, лазают по любым конструкциям, но как только дело доходит до утренней зарядки – весь пыл угасает. Почему? Скучно. Неинтересно.

Скучно и однообразно любому ребенку выполнять по команде давно заученный комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Что же делать, чтобы ребенок воспринимал зарядку не как пытку, а как развлечение. Надо разнообразить, увлекать, интриговать – заинтересовывать.

Значение утренней гимнастики для детей трудно переоценить. Зарядка – это главный шаг приучения ребенка к физкультуре.

В последнее время основные увлечения детей сильно изменились (компьютер, видео игры). Такое понятие, как гиподинамия становится все более распространенным. Сидячий образ жизни, малоподвижные игры, приводят к недостатку движения, а это негативно сказывается на здоровье любого организма, тем более детского. И если взрослому легко объяснить всю пользу физкультуры, то ребенка надо увлекать. Именно поэтому очень важно проводить правильную утреннюю зарядку.

Слово «зарядка» говорит само за себя. Физкультура по утрам должна заряжать не только энергией на весь предстоящий день, но положительными эмоциями. А для этого надо: встретить детей с улыбкой, проявить немного фантазии в подборе упражнений, поставить веселую музыку и ребенок с удовольствием будет выполнять упражнения для утренней зарядки.

Но как бы мы не хотели сделать утреннюю гимнастику увлекательной и задорной существуют общие требования к ее проведению.

Утренняя гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительное значение утренняя гимнастика приобретает лишь в том случае, если соблюдаются следующие принципы: оздоровительно-коррекционная направленность, индивидуальный подход, систематичность, доступность, повторяемость упражнений и их постепенное усложнение.

К образовательным задачам
следует отнести закрепление двигательных умений и навыков, развитие двигательной памяти, обогащение словаря специальными терминами.

Задачи воспитательного характера
включают в себя воспитание личностно-волевых качеств, культурно-гигиенических навыков и эстетических чувств.

В режиме дня дошкольного учреждения утренняя гимнастика проводится до завтрака. Ее продолжительность, количество выполняемых упражнений и их дозировка зависит от возрастной группы.

Продолжительность одного комплекса варьируется - 1 недели, 10 дней, 2 недели.

Для обеспечения наилучшего оздоровительного эффекта следует проводить гимнастику на свежем воздухе. При проведении ее в помещении следует хорошо его проветривать. Это послужит отличной закалкой для детей. Закаливающее значение усиливается, если дети занимаются в облегченной одежде и босиком.

Упражнения должны быть просты и знакомы детям (разучены заранее на физкультурном занятии). Нагрузка и интенсивность упражнений не должны вызывать утомления, ведь организм ребенка еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

«Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением только под счет для дошкольников неприемлема. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения носят игровой и имитационный характер.

Хорошо если утренняя гимнастика проводится под музыку, это регулирует темп и ритм движения, способствует более четкому и правильному выполнению упражнений, вызывает положительные эмоции, создает бодрое настроение. В зарядку рекомендуется включать и пение песен, врачи считают, что пение – это лучшая форма дыхательной гимнастики.

Утреннюю гимнастику можно выполнять практически всем детям. От участия в ней освобождаются дошкольники, имеющие серьезную патологию сердечнососудистой системы или двигательной сферы. Некоторые дети могут быть временно отстранены от зарядки по усмотрению врача или ограничены в беге и прыжках.

Обычная структура утренней гимнастики следующая: вводная ходьба, бег, подскоки; затем перестроения; общеразвивающие упражнения и в заключении прыжки в чередовании с ходьбой.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развиваются: быстрота реакции, координация, умение распределять внимание, совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, умение согласовывать движения с действием коллектива, выполнять их точно и четко, в заданном ритме и темпе. Необходимый уровень развития двигательный качеств позволяет детям использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре.

Начиная каждое утро с зарядки, мы воспитываем у наших детей волевые качества – дисциплинированность, настойчивость, упорство, самостоятельность.

Использование инновационных технологий организации зарядки предусматривает рациональное сочетание разных типов утренних гимнастик с элементами нетрадиционных форм. Для этого необходимо включать в комплексы:

1. Корригирующие упражнения;

2. Упражнений игрового, имитационного характера;

3. Упражнения на тренажерах;

4. Гимнастика с использованием звуковых сигналов, цветовых ориентиров, карт-схем;

5. Танцевально-ритмическая гимнастика;

6. Гимнастика с элементами хореографии, стрейчинга, аэробики, др.

Внедрение специальных коррекционных игр и упражнений, помогающих детям с ОВЗ помогают адаптироваться к условиям окружающей действительности. Это игры и задания на развитие:

слухового и зрительного внимания;

зрительно-моторных реакций;

цветовосприятия и форморазличия;

зрительно-двигательной ориентировки;

манипулятивной деятельности рук;

чувства равновесия и координации;

динамики движений.

В заключении можно сказать, что правильная утренняя гимнастика - это здоровье, закалка, заряд бодрости и хорошего настроения на весь предстоящий день. Делайте вместе с детьми утреннюю гимнастику и будьте здоровы!

И помните: в процессе проведения утренней гимнастики воспитывается привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина / Дубровский В.И. //Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998.

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. - М., 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особенному» ребенку / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. // Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Морозова О.В. // Теория и практика физической культуры. М - 1998. № 1