Проект в подготовительной группе на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Содержание
1.Введение
·Тип проекта
·Актуальность
·Цель проекта
·Задачи проекта
·Участники проекта
·Срок реализации
3
3
3
3
4
4
4
2.Планируемые результаты
5
3. Критерии эффективности проекта
5
4. Схема реализации проекта
6
5. Результаты работы в ходе реализации проекта
6
Список литературы
10
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
•признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой: 01.09.2022- 31.05.2023
Формы работы с детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей.
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• чтение художественной литературы
• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
• художественное слово
• беседы
• продуктивная деятельность
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями:
• анкетирование родителей
• консультации
• индивидуальные и групповые беседы
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
•знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Родители:
• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
• участие в педсоветах, семинарах;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках проекта по теме:
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
• Презентация отчета по теме проекта на педсовете ДОУ
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы
План проекта
I этап
Организационно-диагностический (теоретический)
II этап
Практический
Формы работы
Месяц
Форма работы с родителями
Форма работы с детьми
Результат (продукт деятельности)
Сентябрь
Выбор и определение темы проекта
Планирование работы по теме проекта.
Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций
2. "Знакомство с феечкой Копеечкой"
3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года)
• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».
• Организация дежурства по столовой.
• Рисование «Мои добрые дела».
• Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
• Подвижная игра «Выбор профессии».
• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».
• Беседа о труде.
• Час загадок.
• Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит».
• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
•Беседа: «Кто построил новый дом».
• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».
• Дидактическая игра «Парочки-детский сад»(автор - Е. В. Бабина).
Оформление фото-альбома «Все работы хороши!»(кем работают мои папа и мама).
Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания)Оформление копилки (кошелька) добрых дел.
Октябрь
Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Приложение № 1
Анкета для
родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Приложение № 2
Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.
• Приобретение методической литературы, раздаточного материала
•Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).
• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС
группы дидактическими играми.
Апрель
• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования
• «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).
• Беседа о рекламе.
• Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
• Рисование «Моя любимая реклама».
• Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
• Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
• создание лэпбука "Финансовая грамотность"
• Создание альбома «Реклама для детей».
Май
Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»
Итоговое родительское собрание:включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.
•Открытый просмотр НОД на тему: «Путешествие в страну экономики».
• Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»
Подготовка отчета по теме самообразования.
Список литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.