Овчинникова Оксана Николаевна
учитель математики
МБОУ "Школа № 3" г. Юрьев-Польский
Аннотация
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования Интернет-технологий. Эффективной формой организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС является сетевое взаимодействие средствами дистанционного обучения. Дистанционное обучение приобретает особую значимость, поскольку с развитием Интернета и обеспеченностью учащихся персональными компьютерами улучшается обмен информацией между учителем и учениками. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения.
В основу методических рекомендаций лег положительный опыт автора в организации сетевого взаимодействия во внеурочное время.
Методические рекомендации адресованы учителям любых предметных линий основной и старшей школ.
Сведения об авторе: Овчинникова Оксана Николаевна – учитель математики
МБОУ «Школа №3» г. Юрьев-Польский Владимирской области, высшая квалификационная категория.
Введение
Сетевое взаимодействие во внеурочное время отвечает требованиям ФГОС нового поколения: участвуя в такой деятельности, обучающиеся овладевают приемами
сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
развивается личность ученика, существенно повышается его самостоятельность,
способствует его самореализации; познавательная инициативность и ответственность; у участников процесса формируются и развиваются компетенции в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Сетевое внеурочное взаимодействие позволяет заполнять пробелы в знаниях слабо подготовленных учащихся, а также углублять знания мативированных учеников, осваивать сетевые сервисы, общаться с одноклассниками и учителем по различным вопросам.
Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи в организации сетевого взаимодействия во внеурочное время с использованием дистанционных и ИК технологий.
Ожидаемый результат: овладение педагогами-практиками технологией организации и реализации сетевого взаимодействия во внеурочное время.
1. Дистанционные образовательные технологии.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс проводится с использованием различных инструментальных средств. Это электронная почта, группы в социальной сети VK. Электронная почта является наиболее удобным и быстрым способом передачи информации, учебных материалов как одному, так и многим учащимся. Существенный ее недостаток – однонаправленная связь. Для двусторонней связи приходится несколько раз обмениваться сообщениями, что не очень удобно. Поэтому обсуждение общих вопросов организуется в «беседе» в социальной сети VK. Здесь же обучающиеся получают консультацию учителя или одноклассников при появлении проблем с домашней работой.
1.1. Социальная сеть
Для любого современного учителя важно общаться с детьми в социальных сетях – пространстве, где они проводят очень большое количество времени, начиная с пятого класса. На учителя накладывается определенная ответственность, включается самоцензура при использовании социальных сетей и Интернета. Своим примером мы показываем, что в социальных сетях можно не только «просиживать штаны», но и делать какие-то полезные проекты или проводить коллективные обсуждения проблем и идей.
Через социальную сеть можно не только публиковать фото, аудио и видеоматериалы классного коллектива, передавать важную информацию, которая должна дойти до детей и родителей, но и развивать познавательные способности и творческое воображение детей. А чтобы внеурочная деятельность учащихся была эффективным процессом добывания знаний в социальной сети, я использую различные «Задачи-загадки», «Тесты», «Ребусы» и др.
Таким образом, подростковая активность в социальных сетях - в действительности это мощный инструмент, который необходимо лишь умело направить в нужное русло, что позволит учителям добиться высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. На мой взгляд, социальные сети - это вовсе не «зло», а реальность, от которой никуда не уйти, но она дает педагогам уникальную возможность увидеть и понять, чем живут дети, заглянуть в их мир.
На сегодняшний день существует множество социальных сетей, созданных для совершенствования образовательного процесса, но, к сожалению, не все учебные сайты популярны среди учащихся, что мешает достичь с помощью данных Интернет-ресурсов заметных результатов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в своей практике я использую в качестве инструмента дистанционных технологий подготовки учащихся и контроля их знаний уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «ВКонтакте».
Перечислю преимущества, которые дает ученикам и преподавателям использование социальной сети с учебной целью:
1) Социальные сети, в первую очередь, нужны для открытости образовательного процесса всем его участникам.
2) Во-вторых, прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.
3) В-третьих, социальные сети дают возможность продолжить процесс обучения за пределами школы (можно работать интерактивно с помощью социальных сетей: проводить коллективные обсуждения, задавать вопросы и получать ответы, собирать идеи).
4) Учащийся, общаясь в социальной сети с учителем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.
5) Педагог для учащегося психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети – взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны учащегося и улучшает процесс усвоения информации.
6) У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, так как в социальной сети их можно застать чаще, чем в учебном классе.
Посредством социальной сети реализуются такие педагогические задачи, как:
- участие обучающихся в различных проектах;
- стимулирование творческой активности учащихся;
- развитие критического мышления в обсуждениях;
- апробация и повышение уровня дистанционных образовательных технологий;
- развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности через игровые формы подачи информации;
- расширение круга общения и интересов подростков;
- непосредственное участие родителей в образовательном и воспитательном процессах.
1.2. Образовательная среда Moodle.
Еще один вид дистанционных технологий стала работа в образовательной среде Moodle. (Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS (система управления курсами) или LMS (система управления обучением). Главные достоинства этой среды - возможность доработать ее под особенности каждого образовательного проекта в соответствии с запросами пользователей. Основная учебная единица Moodle – это учебные курсы.
Главным достоинством такого вида ДОТ является то, что каждый ученик работает в комфортном для него темпе, исходя их своих возможностей. При этом ребенок не испытывает чувства неуверенности в своей деятельности, так как в процессе работы он получает индивидуальную консультацию или дозированную помощь от учителя.
Основные формы контроля в системе Moodle – вопросы, решение практической задачи, тест.
Наглядность представления материала позволяет учащимся с разным уровнем обученности самостоятельно разобрать новую тему, повторить старую. В случае необходимости обучающиеся получают консультацию у учителя. Отработка материала идет в ходе решения практических заданий разного уровня сложности, а также выполнения тематических тестов.
1.3. Облачное пространство
Еще одной инновацией в сфере ИКТ образования является использование облачных пространств в образовательном процессе. Яндекс.Диск является бесплатным облачным сервисом от Яндекса, и позволяет пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и передавать их другим пользователям в интернете. Это облачное пространство мной используется для сбора и хранения, обработки информации при групповой работе над проектом.
Использовать ресурсов облачного пространства также возможно и при дистанционном обучении. Ученикам не надо приходить в школу или встречаться с преподавателем для получения знаний, достаточно скачать файл и позже обсудить его через онлайн-связь. Скорость скачивания большого файла из почты на много медленнее, чем через облачное пространство, что позволяет ученику экономить время на данный процесс.
Возможности синхронизации различных устройств через облачные пространства и сетевые ресурсы не только ускоряют процесс передачи информации, но позволяет регулировать уровень доступа к ней при использовании различных гаджетов.
Рассматриваемые дистанционные технологии обеспечивают овладение умениями и навыками для самостоятельного приобретения знаний, планирования своей деятельности, постановки конкретных задач, самооценки и самоконтроля, а также умения прогнозировать результаты своей деятельности. Что говорит о самореализации ученика.
1.4. Skype
Скайп (или Skype) — это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет: вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями. Если у вас есть микрофон и наушники, вы можете дозвониться до собеседника (ученика), как будто вы общаетесь по телефону. Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать. Можно сказать, это видеотелефон, но на самом деле информация передается через интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт.
1.5. Образовательный портал «Решу ЕГЭ» (обучающая система Д.Гущина)
Образовательный портал (http://reshuege.ru) создан творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив» под руководством учителя математики Гущина Д.Д. Многим педагогам автор портала известен как член Федеральной комиссии по
разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена, как автор многочисленных книг по подготовке к ЕГЭ. На сайте размещено большое количество типовых задач, рекомендованных Открытым банком заданий по математике, а также задачи повышенного и высокого уровня сложности. Эта образовательная система легка в освоении учителем и учащимися и может использоваться на всех этапах подготовки к ЕГЭ.
2. Организация сетевого внеурочного взаимодействия
Создание сетевого пространства – фундамент качественной дистанционной работы.
Первый шаг (очередность шагов учитель выбирает самостоятельно, в зависимости от его ИКТ компетентности) создание личного облачного пространства (например: Яндекс.Диск) Если у Вас имеется почта на Яндексе, Mail.Ru, GMail, то вам не нужно дополнительно нигде регистрироваться. Пользователям этих сервисов доступны облачные хранилища сразу.
Для Mail.Ru — Облако@Mail.Ru
Для тех у кого есть аккаунт Google — Drive.Google.Ru
Владельцам аккаунта Яндекса — Яндекс.Диск
В противном случае, вам завести почту:
Войти в почту и открыть Диск:
Облачное пространство помогает хранить файлы, редко использующиеся на персональном компьютере (архивы, образы программ, фотографии).
Также Яндекс Диск способен выступать в качестве файлообменного сервиса – если хочется поделиться какой-либо информацией, достаточно выложить ее и открыть доступ. А затем скопировать ссылку, по которой она будет доступна для загрузки.
Второй шаг- выбор социальной среды, создание беседы с определенной группой (классом) учащихся:
После входа на сайт необходимо добавить себе в друзья хотя бы одного ученика класса, с которым планируем создать беседу.
Далее необходимо открыть «СООБЩЕНИЯ», добавить «БЕСЕДУ».
В беседу необходимо пригласить собеседников (учеников), которые будут видеть все сообщения, отправленные вами и другими учениками. Других учеников можете добавить вы или другие участники беседы.
Когда беседа сформирована вы можете давать собеседникам какую-либо информацию или задания.
Третий шаг – портал «Решу ЕГЭ»
1 Выйдите на сайт «Решу ЕГЭ». Это возможно сделать несколькими способами:
-Набрать адрес http://reshuege.ru в адресной строке браузера.
-Набрать название сайта «Решу ЕГЭ» в любой поисковой системе.
-Найти нужную ссылку в закладках.
2 Зарегистрируйтесь, выполняя предложенные инструкции.
3 Зайдите на сайт под своим логином.
В соответствии с различными возможностями сайта можно предложить различные технологии подготовки к ЕГЭ с помощью этого ресурса, используемые в работе учителя математики.
- Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
-Обучение учащихся разбору предложенных решений, их усвоению и закреплению;
-Обучение учащихся навыкам самостоятельной подготовки к экзаменам, ведя статистику выполненных заданий по различным темам;
-Организация систематического контроля знаний учащихся по темам, обобщающего контроля знаний;
-Ознакомление учащихся с требованиями выполнения заданий части С и практика по нахождению ошибок при оформлении задания части С;
-Дистанционное обучение учащихся. Формирование необходимых навыков у учащихся для дальнейшего непрерывного образования.
При составлении работы для учащихся автоматически формируется активная ссылка на данную работу. Эту ссылку необходимо передать ученикам. Сделать это можно несколькими способами:
- распечатать и раздать учащимся (что крайне неудобно);
- скопировать ссылку в беседу класса;
- разместить информацию о ссылке в своем облачном пространстве.
Шаг четвертый – Скайп (Skype).
Если Скайпа нет на ПК, то его нужно скачать. Для этого в поисковике вводим «скачать скайп»
Для удобства работы в Скайпе нужно приобрести маркерную доску (можно детскую) и маркеры.
Пятый шаг – создание авторского дистанционного курса в образовательной среде Moodle на сайте школы (самый долгий и трудоемкий шаг).
Попросите администратора школьного сайта зарегистрировать вас в центре дистанционного обучения вашей школы. Войдите на сайт школы, вкладка дистанционное обучение, зайдите под своим паролем.
Для создания курса можно воспользоваться (http://www.curator.ru/ method)
В методических рекомендациях предложены примеры дистанционной работ во внеурочное время с разными категориями учащихся. (см. Приложение)
3. Материально-техническая база дистанционного обучения
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки (для компьютера).
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее АРМ у учителя.
Например, Microsoft Office или OpenOffice.
7. Браузер Internet Explorer (версия не меньше 8.00).
Все вышеперечисленные характеристики есть в любом смартфоне.
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение Microsoft Lync
Учитель тоже может пользоваться смартфоном, но удобнее с ноутбука (в нем присутствуют все необходимые сервисы.
Заключение
Благодаря сетевому взаимодействию во внеурочное время вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.
Литература
1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - С. 85-92.
2. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - С. 40-42.
3. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle.- 2009. - С. 292.
4. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - С. 124-125.
5. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - С. 6-7.
6. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. - С. 36-39.
7. Лямин А.В., Хоботова А.Р., Чежин М.С. Использование социальныхсетей в образовании. -2015.- С. 67.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – 2011. – С. 48.
9. Патаракин.Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - 2006. – С. 112.
Интернет-ресурсы
1. https://www.skype.com/ru/get-skype/
2. https://vk.com/
3. https://math-ege.sdamgia.ru/
4. https://math-oge.sdamgia.ru/
5. http://edu.mou3.ru/course/index.php?categoryid=42
6. https://disk.yandex.ru/client/disk
Приложения
Работа 1
Работа с учеником обучающимся на дому (ОВЗ)
Оборудование:
-ученика – ноутбук, ручка, тетрадь;
-учителя – ноутбук, маркерная доска, маркер, тряпка.
Ученик зарегистрирован ВК, Skype (открыты обе вкладки, идет видео-звонок)
У учителя включен Skype, открыты вкладки ВК и портал Решу ОГЭ.
Учитель выбирает задания с портала Решу ОГЭ, отправляет их ученику личным сообщением ВК.
Ученик читает задание, выполняет его на листочке и показывает учителю.
Если возникли трудности, разбирается задание на маркерной доске, все необходимые пояснения делает учитель. Ученик выполняет работу над ошибками и дополнительно решает аналогичное задание.
Домашнее задание: учитель «собирает» из разобранных на уроке заданий и формирует домашнюю работу на портале Решу ОГЭ, ссылку на эту работу отправляет ученику личным сообщением ВК.
Контроль: ученик выполняет работу, учитель проверяет, выставляет оценку. Причем задания из 1 части проверяются автоматически. Если у учащегося возникают трудности с порталом, то он выполняет задание в тетради, фотографирует и отправляет учителю сообщением ВК.
Работа 2
Работа с 10 профильным классом (задание на выходные или каникулы)
Оборудование:
- учащихся – смартфон, тетрадь, ручка;
- учителя – ноутбук
У учеников на смартфоне открыто приложение ВК и дистанционный курс на сайте образовательного учреждения.
У учителя открыты вкладки дистанционного курса и ВК.
Учитель формирует задания по дистанционному курсу и поясняет порядок прохождения курса всему классу в беседе ВК, рассылает логины и пароли всем ученикам.
Ученики, прочитав задание в ВК, заходят на дистанционный курс, выполняют задание в тетради, фотографируют решение и загружают на курс.
Учитель проверяет, оставляет комментарии по решению, выставляет оценку.
учитель математики
МБОУ "Школа № 3" г. Юрьев-Польский
Аннотация
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования Интернет-технологий. Эффективной формой организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС является сетевое взаимодействие средствами дистанционного обучения. Дистанционное обучение приобретает особую значимость, поскольку с развитием Интернета и обеспеченностью учащихся персональными компьютерами улучшается обмен информацией между учителем и учениками. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения.
В основу методических рекомендаций лег положительный опыт автора в организации сетевого взаимодействия во внеурочное время.
Методические рекомендации адресованы учителям любых предметных линий основной и старшей школ.
Сведения об авторе: Овчинникова Оксана Николаевна – учитель математики
МБОУ «Школа №3» г. Юрьев-Польский Владимирской области, высшая квалификационная категория.
Введение
Сетевое взаимодействие во внеурочное время отвечает требованиям ФГОС нового поколения: участвуя в такой деятельности, обучающиеся овладевают приемами
сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
развивается личность ученика, существенно повышается его самостоятельность,
способствует его самореализации; познавательная инициативность и ответственность; у участников процесса формируются и развиваются компетенции в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Сетевое внеурочное взаимодействие позволяет заполнять пробелы в знаниях слабо подготовленных учащихся, а также углублять знания мативированных учеников, осваивать сетевые сервисы, общаться с одноклассниками и учителем по различным вопросам.
Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи в организации сетевого взаимодействия во внеурочное время с использованием дистанционных и ИК технологий.
Ожидаемый результат: овладение педагогами-практиками технологией организации и реализации сетевого взаимодействия во внеурочное время.
1. Дистанционные образовательные технологии.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс проводится с использованием различных инструментальных средств. Это электронная почта, группы в социальной сети VK. Электронная почта является наиболее удобным и быстрым способом передачи информации, учебных материалов как одному, так и многим учащимся. Существенный ее недостаток – однонаправленная связь. Для двусторонней связи приходится несколько раз обмениваться сообщениями, что не очень удобно. Поэтому обсуждение общих вопросов организуется в «беседе» в социальной сети VK. Здесь же обучающиеся получают консультацию учителя или одноклассников при появлении проблем с домашней работой.
1.1. Социальная сеть
Для любого современного учителя важно общаться с детьми в социальных сетях – пространстве, где они проводят очень большое количество времени, начиная с пятого класса. На учителя накладывается определенная ответственность, включается самоцензура при использовании социальных сетей и Интернета. Своим примером мы показываем, что в социальных сетях можно не только «просиживать штаны», но и делать какие-то полезные проекты или проводить коллективные обсуждения проблем и идей.
Через социальную сеть можно не только публиковать фото, аудио и видеоматериалы классного коллектива, передавать важную информацию, которая должна дойти до детей и родителей, но и развивать познавательные способности и творческое воображение детей. А чтобы внеурочная деятельность учащихся была эффективным процессом добывания знаний в социальной сети, я использую различные «Задачи-загадки», «Тесты», «Ребусы» и др.
Таким образом, подростковая активность в социальных сетях - в действительности это мощный инструмент, который необходимо лишь умело направить в нужное русло, что позволит учителям добиться высоких результатов в учебно-воспитательном процессе. На мой взгляд, социальные сети - это вовсе не «зло», а реальность, от которой никуда не уйти, но она дает педагогам уникальную возможность увидеть и понять, чем живут дети, заглянуть в их мир.
На сегодняшний день существует множество социальных сетей, созданных для совершенствования образовательного процесса, но, к сожалению, не все учебные сайты популярны среди учащихся, что мешает достичь с помощью данных Интернет-ресурсов заметных результатов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в своей практике я использую в качестве инструмента дистанционных технологий подготовки учащихся и контроля их знаний уже созданные и работающие социальные сети, и в первую очередь – самый популярный среди молодежи сайт «ВКонтакте».
Перечислю преимущества, которые дает ученикам и преподавателям использование социальной сети с учебной целью:
1) Социальные сети, в первую очередь, нужны для открытости образовательного процесса всем его участникам.
2) Во-вторых, прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.
3) В-третьих, социальные сети дают возможность продолжить процесс обучения за пределами школы (можно работать интерактивно с помощью социальных сетей: проводить коллективные обсуждения, задавать вопросы и получать ответы, собирать идеи).
4) Учащийся, общаясь в социальной сети с учителем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.
5) Педагог для учащегося психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети – взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны учащегося и улучшает процесс усвоения информации.
6) У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, так как в социальной сети их можно застать чаще, чем в учебном классе.
Посредством социальной сети реализуются такие педагогические задачи, как:
- участие обучающихся в различных проектах;
- стимулирование творческой активности учащихся;
- развитие критического мышления в обсуждениях;
- апробация и повышение уровня дистанционных образовательных технологий;
- развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности через игровые формы подачи информации;
- расширение круга общения и интересов подростков;
- непосредственное участие родителей в образовательном и воспитательном процессах.
1.2. Образовательная среда Moodle.
Еще один вид дистанционных технологий стала работа в образовательной среде Moodle. (Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS (система управления курсами) или LMS (система управления обучением). Главные достоинства этой среды - возможность доработать ее под особенности каждого образовательного проекта в соответствии с запросами пользователей. Основная учебная единица Moodle – это учебные курсы.
Главным достоинством такого вида ДОТ является то, что каждый ученик работает в комфортном для него темпе, исходя их своих возможностей. При этом ребенок не испытывает чувства неуверенности в своей деятельности, так как в процессе работы он получает индивидуальную консультацию или дозированную помощь от учителя.
Основные формы контроля в системе Moodle – вопросы, решение практической задачи, тест.
Наглядность представления материала позволяет учащимся с разным уровнем обученности самостоятельно разобрать новую тему, повторить старую. В случае необходимости обучающиеся получают консультацию у учителя. Отработка материала идет в ходе решения практических заданий разного уровня сложности, а также выполнения тематических тестов.
1.3. Облачное пространство
Еще одной инновацией в сфере ИКТ образования является использование облачных пространств в образовательном процессе. Яндекс.Диск является бесплатным облачным сервисом от Яндекса, и позволяет пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и передавать их другим пользователям в интернете. Это облачное пространство мной используется для сбора и хранения, обработки информации при групповой работе над проектом.
Использовать ресурсов облачного пространства также возможно и при дистанционном обучении. Ученикам не надо приходить в школу или встречаться с преподавателем для получения знаний, достаточно скачать файл и позже обсудить его через онлайн-связь. Скорость скачивания большого файла из почты на много медленнее, чем через облачное пространство, что позволяет ученику экономить время на данный процесс.
Возможности синхронизации различных устройств через облачные пространства и сетевые ресурсы не только ускоряют процесс передачи информации, но позволяет регулировать уровень доступа к ней при использовании различных гаджетов.
Рассматриваемые дистанционные технологии обеспечивают овладение умениями и навыками для самостоятельного приобретения знаний, планирования своей деятельности, постановки конкретных задач, самооценки и самоконтроля, а также умения прогнозировать результаты своей деятельности. Что говорит о самореализации ученика.
1.4. Skype
Скайп (или Skype) — это программа, позволяющая общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Программа разработана компанией Skype Limited. Программа позволяет: вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями. Если у вас есть микрофон и наушники, вы можете дозвониться до собеседника (ученика), как будто вы общаетесь по телефону. Если у вас есть веб-камера, микрофон и наушники, то вы можете проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать. Можно сказать, это видеотелефон, но на самом деле информация передается через интернет, и вы платите не за минуты, а за количество отправленных и полученных мегабайт.
1.5. Образовательный портал «Решу ЕГЭ» (обучающая система Д.Гущина)
Образовательный портал (http://reshuege.ru) создан творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив» под руководством учителя математики Гущина Д.Д. Многим педагогам автор портала известен как член Федеральной комиссии по
разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена, как автор многочисленных книг по подготовке к ЕГЭ. На сайте размещено большое количество типовых задач, рекомендованных Открытым банком заданий по математике, а также задачи повышенного и высокого уровня сложности. Эта образовательная система легка в освоении учителем и учащимися и может использоваться на всех этапах подготовки к ЕГЭ.
2. Организация сетевого внеурочного взаимодействия
Создание сетевого пространства – фундамент качественной дистанционной работы.
Первый шаг (очередность шагов учитель выбирает самостоятельно, в зависимости от его ИКТ компетентности) создание личного облачного пространства (например: Яндекс.Диск) Если у Вас имеется почта на Яндексе, Mail.Ru, GMail, то вам не нужно дополнительно нигде регистрироваться. Пользователям этих сервисов доступны облачные хранилища сразу.
Для Mail.Ru — Облако@Mail.Ru
Для тех у кого есть аккаунт Google — Drive.Google.Ru
Владельцам аккаунта Яндекса — Яндекс.Диск
В противном случае, вам завести почту:
Войти в почту и открыть Диск:
Облачное пространство помогает хранить файлы, редко использующиеся на персональном компьютере (архивы, образы программ, фотографии).
Также Яндекс Диск способен выступать в качестве файлообменного сервиса – если хочется поделиться какой-либо информацией, достаточно выложить ее и открыть доступ. А затем скопировать ссылку, по которой она будет доступна для загрузки.
Второй шаг- выбор социальной среды, создание беседы с определенной группой (классом) учащихся:
После входа на сайт необходимо добавить себе в друзья хотя бы одного ученика класса, с которым планируем создать беседу.
Далее необходимо открыть «СООБЩЕНИЯ», добавить «БЕСЕДУ».
В беседу необходимо пригласить собеседников (учеников), которые будут видеть все сообщения, отправленные вами и другими учениками. Других учеников можете добавить вы или другие участники беседы.
Когда беседа сформирована вы можете давать собеседникам какую-либо информацию или задания.
Третий шаг – портал «Решу ЕГЭ»
1 Выйдите на сайт «Решу ЕГЭ». Это возможно сделать несколькими способами:
-Набрать адрес http://reshuege.ru в адресной строке браузера.
-Набрать название сайта «Решу ЕГЭ» в любой поисковой системе.
-Найти нужную ссылку в закладках.
2 Зарегистрируйтесь, выполняя предложенные инструкции.
3 Зайдите на сайт под своим логином.
В соответствии с различными возможностями сайта можно предложить различные технологии подготовки к ЕГЭ с помощью этого ресурса, используемые в работе учителя математики.
- Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
-Обучение учащихся разбору предложенных решений, их усвоению и закреплению;
-Обучение учащихся навыкам самостоятельной подготовки к экзаменам, ведя статистику выполненных заданий по различным темам;
-Организация систематического контроля знаний учащихся по темам, обобщающего контроля знаний;
-Ознакомление учащихся с требованиями выполнения заданий части С и практика по нахождению ошибок при оформлении задания части С;
-Дистанционное обучение учащихся. Формирование необходимых навыков у учащихся для дальнейшего непрерывного образования.
При составлении работы для учащихся автоматически формируется активная ссылка на данную работу. Эту ссылку необходимо передать ученикам. Сделать это можно несколькими способами:
- распечатать и раздать учащимся (что крайне неудобно);
- скопировать ссылку в беседу класса;
- разместить информацию о ссылке в своем облачном пространстве.
Шаг четвертый – Скайп (Skype).
Если Скайпа нет на ПК, то его нужно скачать. Для этого в поисковике вводим «скачать скайп»
Для удобства работы в Скайпе нужно приобрести маркерную доску (можно детскую) и маркеры.
Пятый шаг – создание авторского дистанционного курса в образовательной среде Moodle на сайте школы (самый долгий и трудоемкий шаг).
Попросите администратора школьного сайта зарегистрировать вас в центре дистанционного обучения вашей школы. Войдите на сайт школы, вкладка дистанционное обучение, зайдите под своим паролем.
Для создания курса можно воспользоваться (http://www.curator.ru/ method)
В методических рекомендациях предложены примеры дистанционной работ во внеурочное время с разными категориями учащихся. (см. Приложение)
3. Материально-техническая база дистанционного обучения
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки (для компьютера).
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее АРМ у учителя.
Например, Microsoft Office или OpenOffice.
7. Браузер Internet Explorer (версия не меньше 8.00).
Все вышеперечисленные характеристики есть в любом смартфоне.
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение Microsoft Lync
Учитель тоже может пользоваться смартфоном, но удобнее с ноутбука (в нем присутствуют все необходимые сервисы.
Заключение
Благодаря сетевому взаимодействию во внеурочное время вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.
Литература
1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - С. 85-92.
2. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - С. 40-42.
3. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle.- 2009. - С. 292.
4. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - С. 124-125.
5. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - С. 6-7.
6. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. - С. 36-39.
7. Лямин А.В., Хоботова А.Р., Чежин М.С. Использование социальныхсетей в образовании. -2015.- С. 67.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – 2011. – С. 48.
9. Патаракин.Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - 2006. – С. 112.
Интернет-ресурсы
1. https://www.skype.com/ru/get-skype/
2. https://vk.com/
3. https://math-ege.sdamgia.ru/
4. https://math-oge.sdamgia.ru/
5. http://edu.mou3.ru/course/index.php?categoryid=42
6. https://disk.yandex.ru/client/disk
Приложения
Работа 1
Работа с учеником обучающимся на дому (ОВЗ)
Оборудование:
-ученика – ноутбук, ручка, тетрадь;
-учителя – ноутбук, маркерная доска, маркер, тряпка.
Ученик зарегистрирован ВК, Skype (открыты обе вкладки, идет видео-звонок)
У учителя включен Skype, открыты вкладки ВК и портал Решу ОГЭ.
Учитель выбирает задания с портала Решу ОГЭ, отправляет их ученику личным сообщением ВК.
Ученик читает задание, выполняет его на листочке и показывает учителю.
Если возникли трудности, разбирается задание на маркерной доске, все необходимые пояснения делает учитель. Ученик выполняет работу над ошибками и дополнительно решает аналогичное задание.
Домашнее задание: учитель «собирает» из разобранных на уроке заданий и формирует домашнюю работу на портале Решу ОГЭ, ссылку на эту работу отправляет ученику личным сообщением ВК.
Контроль: ученик выполняет работу, учитель проверяет, выставляет оценку. Причем задания из 1 части проверяются автоматически. Если у учащегося возникают трудности с порталом, то он выполняет задание в тетради, фотографирует и отправляет учителю сообщением ВК.
Работа 2
Работа с 10 профильным классом (задание на выходные или каникулы)
Оборудование:
- учащихся – смартфон, тетрадь, ручка;
- учителя – ноутбук
У учеников на смартфоне открыто приложение ВК и дистанционный курс на сайте образовательного учреждения.
У учителя открыты вкладки дистанционного курса и ВК.
Учитель формирует задания по дистанционному курсу и поясняет порядок прохождения курса всему классу в беседе ВК, рассылает логины и пароли всем ученикам.
Ученики, прочитав задание в ВК, заходят на дистанционный курс, выполняют задание в тетради, фотографируют решение и загружают на курс.
Учитель проверяет, оставляет комментарии по решению, выставляет оценку.