Конференции
Январь 2023

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Большакова Елена Викторовна
воспитатель
Рыбина Наталья Сергеевна
воспитатель
ГБОУ АО АСШИ № 2 г. Архангельск

Патриотизм - в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.

При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В нашем образовательном учреждении реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью теоретического подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Учитывая выделенные проблемы, нами была поставлена цель, касающаяся патриотического воспитания: создание условий для формирования у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности воспитанника, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Нами были поставлены следующие задачи: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей; формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;; развивать и углублять знания об истории и культуре родного края; формирование представлений о справедливости, милосердии, чести, достоинств; формировать потребности в здоровом образе жизни; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; воспитание у обучающихся аккуратности, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности и настойчивости; воспитание навыков сотрудничества; формирование способности к позитивному общению.

Основные формы патриотического воспитания: тематические классные часы, уроки мужества, спортивные мероприятия, краеведческая работа, культурно-массовые мероприятия, экскурсии, походы и др.

Основные направления патриотического воспитания в нашем классе проходят через:

• Нравственно-эстетическое: осознание воспитанниками в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности, развитие творческих способностей воспитанников через приобщение их к народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

• Эколого-краеведческое: формирование экологической культуры, изучение воспитанниками исторического прошлого и традиционной культуры своего народа.

• Гражданско –патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

• Здоровьесбережение: Профилактика заболеваний, правонарушений, развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Для реализацию данных направлений использовались следующие формы деятельности:

- выполнение проектов;

- изучение и анализ исторических событий в России, истории отечества, своего края, рода, семьи;

- организация военно-патриотических мероприятий;

-классные часы, беседы, лекции;

- уроки мужества, «вахта памяти»;

- видео-лектории, кинолектории;

- культурно-массовые мероприятия;

- краеведческая работа;

- трудовые, экологические акции;

- изучение национальной символики и геральдики;

- изучение и овладение навыками здорового образа жизни;

- повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья;

- оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны, региона, малой Родины.

Хотим остановится на некоторых формах реализации патриотического воспитания обучающихся 5-го класса школы-интернат.

В последнее время распространенным методом по формированию патриотического воспитания является проектная деятельность.

Проект позволяет формировать личностные качества:

-умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, анализировать результаты деятельности;

- меняется и роль учащихся - могут выступать активными участниками процесса, а не пассивными статистами;

-вырабатывается свой взгляд на информацию; учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Нами был реализован проект «Из истории маленького поселка в Архангельской области».

Целью данной работы являлось: знакомство детей с историей «малой родины», воспитывать уважение к жителям нашего поселка, жившим во время Великой Отечественной Войны, защищавшим нашу Родину.

Память об этих событиях уходит в далекое прошлое, а забывать такие события, которые изменили жизнь не только поселка, но и всего мира – нельзя.

Дети с удовольствием включились в работу. Историческими фактами, которые находили о бойцах, дети с удовольствием и чувством гордости делились с друзьями и родными. Дети настолько были увлечены и заинтересованы данной работой, что и родители не остались в стороне.

Таким образом, у детей постепенно появляется чувство патриотизма, чувство уважения и сострадания.

В наше неспокойное время дети нашего класса не остаются в стороне: мы вместе пишем письма солдатам, принимающим участие в СВО, поздравляем их с праздниками, собираем посылки.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом! (В.Белинский).