Конференции
Апрель 2023

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Коновалова Елена Валерьевна
учитель-дефектолог
ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок", г. Мичуринск

В настоящее время формирование связной монологической речи является одной из главных задач речевого воспитания детей, что объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Речь выполняет множество функций: благодаря ей обеспечивается общение, она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, в значительной мере расширяется кругозор ребёнка. Чем совершеннее владеет человек речью, тем лучше понимают его люди, с которыми он общается. Следовательно, владеть связной речью, значит уметь быть понятным для других. Развитие связной речи в дошкольном возрасте — важное условие для успешного обучения ребенка в школе. Это касается не только детей с нормативным развитием, но и детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «задержка психического развития».

Что же понимается под термином «связная речь»? Связная речь, это смысловое развёрнутое высказывание, в котором все его части взаимосвязаны как логически, так и грамматически, что обеспечивает общение и взаимопонимание людей.

В отличие от диалогической речи монолог характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью.

Монологическая – наиболее сложная речь, формирующаяся в онтогенезе позже, чем диалогическая, и требующая достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Именно этот тип связной речи особенно страдает у детей с задержкой психического развития.

Связная речь как наиболее сложный вид речевой деятельности в той или иной степени нарушена у всех детей с задержкой психического развития независимо от этиологии и тяжести нарушения [2]. Сложности в формировании связной речи у детей с ЗПР связаны с недостаточным развитием основных компонентов языковой системы. Также свое влияние оказывают особенности развития высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие).

Исходя из этого, становится понятной необходимость специализированной коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Задачи по развитию речи коррекционного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме, все основные разделы коррекционно-развивающей программы соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Однако при отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности и особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи.

Коррекционные задачи:

– обогащение зрительных представлений;

– развитие внимания;

– развитие познавательной активности (задания на поиск);

– развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.);

– развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других людей;

– закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

– формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Образовательные задачи:

- обучение навыкам высказывания и обоснования своих суждений, построения простейших умозаключений;

- усвоение ряда языковых, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и т.д.) норм, необходимых для составления речевых высказываний;

- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;

- формирование умения строить предложения соответственно сложившимся в языке лексико-семантическим нормам;

- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

- формирование навыков построения связных монологических высказываний

- формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;

- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств, поэтому в процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание» (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

Приемы развития связной речи у детей с ЗПР:

Рассказ по демонстрируемым действиям – этот прием учит детей внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (настольный театр, инсценировки, «Назови, что покажу» и др.).

Пересказ рассказа с использованием флипчарта, магнитной доски. В этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями с предметными картинками.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Примеры заданий и упражнений по развитию связной монологической речи

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цели метода: обучение детей пересказыванию, составлению рассказов.

Задачи метода:

- упражнять в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы;

- закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности;

- активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст;

- расширить знания и представления об окружающем мире;

- активизировать словарный запас;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- учить планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- пробудить желание пересказывать и рассказывать, как на занятии, так и в повседневной жизни.

Работа по мнемотаблице проводится в несколько этапов:

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

Замена ключевых слов в предложениях значками-символами, зарисовывание предметов и явлений действительности не только символами, но и картинками, буквами или словами.

После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Закрепление навыков рассказывания путём неоднократного повторения текста с опорой на схему-модель.

Использование моделей заметно облегчает процесс овладения детьми умениями строить описательные и повествовательные тексты. Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными и последовательными.

Таким образом, использование моделей является эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи.

Литература

1. Ворошилова О. Л., Россинская И. А. К вопросу формирования связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста// Интегративные процессы в образовании и медицине. Материалы научных трудов. Том 4 — Курск. Издательский центр «ЮМЭКС», 2015.

2. Крылова Е. В. Развитие связной речи у учащихся с задержкой психического развития в условиях общего образования: автореф. дис. к. пед. н.: 13.00.03 Санкт-Петербург, 2008.

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Владос, 2006.