ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Кузнецова Татьяна Николаевна Учитель начальных классов МБОУ Школа № 85 г. о. Самара
Большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать комфортные условия, для приобретения учениками знаний.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:
1) Увлечённое преподавание- новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.
2) Новизна учебного материала-
3) Связь знаний с судьбами людей
4) Проблемное обучение
5) Обучение с компьютерной поддержкой
6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах)
7) Создание ситуации успеха
8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
q Создание проблемной ситуации;
Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
q Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
q Использование ИКТ
• Активизирует познавательную деятельность учащихся
• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
• Повысить объём выполняемой работы на уроке
• Повысить эффективность урока
q Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
q Доброжелательный настрой урока.
Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь ребенку.
Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.
Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребятам нравятся такие задания.
При изучении стихотворений я использую такие задания:
1. Пересказать.
2. Написать мини-рассказ по стихотворению.
3. Придумать загадку.
4. Составить тест.
5. Написать отзыв.
6. Рисунок.
Изучая стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою», ребята писали рассказ на стихотворение, вот что получилось у Васильевой Надежды:
Стояла радостная осень, а через два месяца выпал снег. Все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Все в снегу.
Изучая стихотворение Ф. Тютчева «Зама недаром злится», ребята сочиняли загадки, вот что получилось у Нестеренко Софьи:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
(Весна)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый, лежит во дворе.
Лежит он всю зиму — никто не поднимет.
Весна придет — он сам пропадет.
(Сугроб)
Изучая стихотворение Сергея Владимировича Михалкова, «Мой щенок» ребята писали отзыв, вот что получилось у Вершининой Виктории:
Прочитав это стихотворение, я подумала, что любое домашнее животное может стать причиной беспокойства и переживания. Но несмотря ни на что, мы их очень любим. Вот и девочка так сильно любила щенка, что прощала ему все безобразия.
Это интересное и очень доброе стихотворение. Автору удалось показать, как люди любят домашних животных, прощают им проступки и переживают, когда они болеют.
Мне очень понравилась девочка, которая трогательно заботилась о собачке.
Она её сильно любила и даже лечила сама. Я всем советую прочитать это стихотворение и подумать о том, что животным очень важно внимание хозяев.
Они должны постоянно чувствовать нашу любовь и заботу.
На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, придумывают сказки.
К рассказам составляют вопросы, готовят тесты.
На уроках чтения на этапе осмысления провожу игру «Свободный микрофон»
Для ответов используем «словами-помощниками»:
- «Впечатление произвел…»;
- «Запало в душу…»;
- «Был поражен…».
Творческие задания помогают детям раскрыться. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.
Приём «Задай вопрос произведению».
Составить вопросы до изучения произведения и после.
Изучая рассказ Николая Николаевича Носова, «Живая Шляпа», ребята составляли вопросы, вот что получилось у Нестеренко Софьи:
1. До изучения произведения:
- Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
- Почему шляпа оказалась живой?
- Как звали котенка? (Васька).
- Чем занимались мальчики в рассказе до того, как не увидели живую шляпу? (Расспрашивали картинки).
- Что испугало ребят? (То, что шляпа передвигалась по комнате, она оказалась «живой»).
- Что кидали мальчишки по шляпе? (Картошку).
- Кто был под шляпой? (Котенок).
Приём «Характеристика»
Охарактеризуйте своих героев используя только прилагательные.
Например, сказка Г. Андерсена «Дюймовочка»
Дюймовочка -маленькая, красивая и хрупкая;
Мать Дюймовочки - добрая и тихая;
Жаба и ее сын - страшные и уродливые;
Майский жук -важный и самоуверенный.
Если бы у вас была возможность стать героем этой сказки, кем бы вы хотели стать и почему?!
Приём «Разноуровневое задание»
Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:
- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;
- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу.
- творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, плакаты - опорные сигналы и др.).
Такие задания я составляю к урокам внеклассного чтения.
Так выглядит задания на тему: «Произведения В.В. Бианки»
Всем:
Читайте «Чей нос лучше?»
«Кто чем поёт?»
«Чей хвост лучше?»
«Лесные домишки»
«Плавунчик»
«Красная горка»
«Первая охота»
Командам:
1команда: подготовить рассказ об авторе.
2 команда: подготовить вопросы по содержанию
3 команда: составить загадку- описание героя
4 команда: составить кроссворд.
И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации. Спасибо за внимание!