Конференции
Май 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Кузнецова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ Школа № 85 г. о. Самара

Большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать комфортные условия, для приобретения учениками знаний.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:

1) Увлечённое преподавание- новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.

2) Новизна учебного материала-

3) Связь знаний с судьбами людей

4) Проблемное обучение

5) Обучение с компьютерной поддержкой

6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах)

7) Создание ситуации успеха

8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)

Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

q Создание проблемной ситуации;

Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.

q Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.

В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

q Использование ИКТ

• Активизирует познавательную деятельность учащихся

• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)

• Повысить объём выполняемой работы на уроке

• Повысить эффективность урока

q Презентация - мощное средство наглядности.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

q Доброжелательный настрой урока.

Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь ребенку.

Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.

Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребятам нравятся такие задания.

При изучении стихотворений я использую такие задания:

1. Пересказать.

2. Написать мини-рассказ по стихотворению.

3. Придумать загадку.

4. Составить тест.

5. Написать отзыв.

6. Рисунок.

Изучая стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою», ребята писали рассказ на стихотворение, вот что получилось у Васильевой Надежды:

Стояла радостная осень, а через два месяца выпал снег. Все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Все в снегу.

Изучая стихотворение Ф. Тютчева «Зама недаром злится», ребята сочиняли загадки, вот что получилось у Нестеренко Софьи:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …

(Весна)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый, лежит во дворе.

Лежит он всю зиму — никто не поднимет.

Весна придет — он сам пропадет.

(Сугроб)

Изучая стихотворение Сергея Владимировича Михалкова, «Мой щенок» ребята писали отзыв, вот что получилось у Вершининой Виктории:

Прочитав это стихотворение, я подумала, что любое домашнее животное может стать причиной беспокойства и переживания. Но несмотря ни на что, мы их очень любим. Вот и девочка так сильно любила щенка, что прощала ему все безобразия.

Это интересное и очень доброе стихотворение. Автору удалось показать, как люди любят домашних животных, прощают им проступки и переживают, когда они болеют.

Мне очень понравилась девочка, которая трогательно заботилась о собачке.

Она её сильно любила и даже лечила сама. Я всем советую прочитать это стихотворение и подумать о том, что животным очень важно внимание хозяев.

Они должны постоянно чувствовать нашу любовь и заботу.

На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, придумывают сказки.

К рассказам составляют вопросы, готовят тесты.

На уроках чтения на этапе осмысления провожу игру «Свободный микрофон»

Для ответов используем «словами-помощниками»:

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

Творческие задания помогают детям раскрыться. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.

Приём «Задай вопрос произведению».

Составить вопросы до изучения произведения и после.

Изучая рассказ Николая Николаевича Носова, «Живая Шляпа», ребята составляли вопросы, вот что получилось у Нестеренко Софьи:

1. До изучения произведения:

- Почему рассказ называется «Живая шляпа»?

- Почему шляпа оказалась живой?

- Как звали котенка? (Васька).

- Чем занимались мальчики в рассказе до того, как не увидели живую шляпу? (Расспрашивали картинки).

- Что испугало ребят? (То, что шляпа передвигалась по комнате, она оказалась «живой»).

- Что кидали мальчишки по шляпе? (Картошку).

- Кто был под шляпой? (Котенок).

Приём «Характеристика»

Охарактеризуйте своих героев используя только прилагательные.

Например, сказка Г. Андерсена «Дюймовочка»

Дюймовочка -маленькая, красивая и хрупкая;

Мать Дюймовочки - добрая и тихая;

Жаба и ее сын - страшные и уродливые;

Майский жук -важный и самоуверенный.

Если бы у вас была возможность стать героем этой сказки, кем бы вы хотели стать и почему?!

Приём «Разноуровневое задание»

Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:

- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;

- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу.

- творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, плакаты - опорные сигналы и др.).

Такие задания я составляю к урокам внеклассного чтения.

Так выглядит задания на тему: «Произведения В.В. Бианки»

Всем:

Читайте «Чей нос лучше?»

«Кто чем поёт?»

«Чей хвост лучше?»

«Лесные домишки»

«Плавунчик»

«Красная горка»

«Первая охота»

Командам:

1команда: подготовить рассказ об авторе.

2 команда: подготовить вопросы по содержанию

3 команда: составить загадку- описание героя

4 команда: составить кроссворд.

И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации. Спасибо за внимание!