Конференции
Апрель 2023

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Иванова Юлия Николаевна
воспитатель
МАДОУ № 86 "Детский сад "Кораблик" г. Великий Новгород

В современном мире происходят быстрые технологические изменения, глобальная конкуренция за научное, индустриальное первенство. Сегодня именно знания и высокие технологии определяют эффективность экономики, позволяют кардинально повысить качество жизни людей. Это подтверждает заявление Президента РФ на VI международном форуме «Технопром»: «От передовых технологий, их эффективной разработки и быстрого, что самое главное, внедрения зависит жизнеспособность целых народов, целых обществ и государств, позиции стран в мире, особенно таких крупных государств, как Россия. И Россия способна совершить технологический прорыв в развитии». Научно-технологический прорыв является одним из ключевых национальных приоритетов.

Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес к современной технике. Современное общество испытывает потребность в людях, обладающих творческим потенциалом, владеющих техническими навыками и умениями. Как следствие, особое внимание уделяется техническому творчеству детей начиная уже с дошкольного возраста.

В РФ реализуется Национальный проект «Образование», который состоит из 10 федеральных проектов. Одним из них является проект «Успех каждого ребенка». Его задачей является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, а также на развитие творческого потенциала детей. Так, в ходе проекта создаются детские технопарки «Кванториумы» в каждом регионе страны. Кроме того, в каждом субъекте РФ к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены принципы, способствующие развитию у детей дошкольного возраста познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, поддержки инициативы детей, формированию познавательного интереса и действия в различных видах деятельности. Данные принципы способствуют росту творческого потенциала детей в будущем. Система образования ориентирована на развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности и этот процесс должен активно реализоваться на уровне дошкольного образования.

Таким образом, с учетом новых требований, связанных с изменением целей образования, реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и национального проекта «Образование», внедрением компетентностного и технологического подхода в образовательную деятельность, возникает потребность в научном осмыслении процесса гармоничного развития личности, учета ее индивидуальности, творческого потенциала, позитивных установок к различным видам творчества.

Следуя интересам государства необходимо развивать техническое творчество детей уже с дошкольного возраста, способствовать раскрытию технического потенциала.

Для успешного развития технического творчества детей в дошкольной образовательной организации необходимо создание системы организационно-управленческих условий, включающих диагностическое сопровождение интереса детей к техническому творчеству, формирование образовательной среды для развития технического творчества, организацию работы методического объединения педагогов ДОО, а также критерий и показатели оценки системы организационно-управленческих условий развития технического творчества детей.

На базе нашего ДОУ была проведена диагностика интереса детей к техническому творчеству, а также анкетирование родителей и педагогов, которые показали, что проблема развития технического творчества является актуальной.

Для осуществления целей развития технического творчества детей, а также целого ряда технических навыков, творческой активности детей, в нашем дошкольном учреждении была создана и уже 3 года реализуется общеразвивающая образовательная программа «3-д дизайнер. Мастерская конструирования фанкластик».

Основная цель программы «3-д дизайнер» - развитие творческих (воображение) и изобретательских (решение конструкторских задач и проблем) способностей детей. В данную программу входит программа конструирования с использованием конструктора Фанкластик и программа компьютерного моделирования Fanclastic3DDesigner.

«Фанкластик» - принципиально новый, изобретенный и производимый в России конструктор, имеющий уникальные характеристики и не имеющим аналогов в мире по типу соединения деталей. Конструктор имеет широкие возможности для моделирования и позволяет за одно занятие создавать масштабные конструкции. Конструктор легко встраивается в образовательную деятельность в различных предметных областях и позволяет включить ребенка, как в индивидуальное, так и в групповое моделирование с заданиями на конструирование моделей с возрастающим уровнем сложности. Конструктор Фанкластик, благодаря своим универсальным свойствам соединять детали любым способом в любом направлении и благодаря использованию различных способов конструирования (по схеме, видеоуроку, фото, модели, заданной теме и собственному замыслу) помогает развивать разные типы мышления и универсальные навыки, которые впоследствии помогут ребенку реализовать себя в самых разных сферах деятельности.

В процессе освоения образовательной программы по курсу дети учатся не столько сборке, сколько настоящему проектированию и конструированию, то есть универсальным умениям находить правильное решение и превращать его в конструктив, моделировать объекты окружающего мира, придумывать конструкцию, структуру, композицию, правила игры, сценарии и сюжеты. Конструирование позволяет дошкольникам работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и дизайнеров. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают линейное, структурное и элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают структуру многих объектов.

Конструктор «фанкластик» уникален тем, что имеет трехмерный способ соединения деталей, благодаря чему у детей с раннего возраста формируется трехмерное пространственное мышление. Дети учатся читать схемы, развивают мелкую моторику, воображение, инженерное мышление. Крупные сложные объекты строятся в команде, что позволяет детям выработать коммуникационные и лидерские навыки.

В рамках работы по программе «3-д дизайнер» мы не только учим детей создавать различные конструкции из «фанкластика», но также знакомим их с трехмерным компьютерным моделированием, что является в настоящее время неотъемлемой составляющей профессии дизайнера.

Программа Fanclastic3DDesiner позволяет:

- в доступной форме познакомить детей с трехмерным компьютерным моделированием;

- создавать собственные цифровые инструкции по сборке моделей;

- организовать проектную деятельность от проекта до сборки в материале;

- организовать командную работу над проектами.

Возможности конструктора фанкластик я реализую в ходе осуществления программы дополнительного образования «3-Д дизайнер». На наших занятиях мы с детьми перевоплощается в дизайнеров, инженер-конструкторов, строителей. Первые шаги в освоении профессии дизайнера мы начинаем с конструирования небольших построек по схеме. Дети как настоящие профессионалы учатся отбирать необходимые детали, действовать в соответствии со схемой и инструкцией.

Далее дети имеют возможность создавать различные конструкции по собственному замыслу. Данная работа развивает у детей креативность, инициативность, умение действовать по собственному замыслу, дети приобретают навыки планирования и реализации задуманного. Кроме того, дети имеют возможность оценить полученные результат и внести необходимые изменения. Все эти навыки и умения являются очень важными для любой профессиональной деятельности в будущем.

Когда дети приобретают необходимые конструктивные навыки и умения, мы переходим к компьютерному 3-д моделированию. Дети имеют возможность создавать свои собственные схемы и инструкции в специальной компьютерной программе (необычные виды транспорта, здания будущего, разнообразную технику, сказочных и фантастических существ), а далее воплощать данные схемы в конструкторе «фанкластик». Такой вид деятельности вызывает у детей живой интерес, вовлеченность. В ходе такой работы дети приобретают опыт работы с современными компьютерными технологиями, развивается пространственное мышление.

Кроме реализации программы дополнительного образования, я использую возможности конструктора и в своей образовательной деятельности с детьми моей группы в ходе изучения различных тем. Так, например, изучая тему «космос», дети могли превратиться в инженеров-конструкторов, дизайнеров космических кораблей будущего. Из конструктора дети смогла создать целую орбитальную станцию со множеством различных космических кораблей, которые благодаря 3-мерному соединению деталей, могли состыковаться друг с другом. В рамках изучения темы «Великие победы», дети примерили на себе роль инженеров-конструкторов военной техники и машин. Особый интерес вызвала данная работа у мальчиков. Тут и современные быстрые танки на колесах, и необычные истребители.

При изучении темы «Город, в котором я живу», дети превратились в архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Каждый ребенок мог представить и создать дом своей мечты, а все вместе мы попробовали представить, каким наш город будет через 100 лет и воплотить это в конструкторе «Фанкластик»: необычные дома, много парков и скверов, летающие машины. Наши маленькие дизайнеры будущего создали поистине прекрасный город!

Литература:

1. Гурулева, А. В. От дошкольника до инженера// Образование и воспитание. - 2019.- № 1 (21). - С. 10-11.

2. Малыхина, Л. Б. Развитие научно-технического творчества в системе дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие / Л.Б. Малыхина. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 265 с.

3. Томилова, С.Д. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в аспекте реализации ФГОС ДО//Педагогическое образование в России. – 2019 – №5 с.6-13

4. Чумакова, М. А. Формирование основ инженерного мышления у дошкольников // Дошкольный вестник. — 2017.- № 4. — с. 8–9.

5. Шабалина, Н.К. Современные проблемы детского технического творчества//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3