Анухина Валерия Васильевна воспитатель Артемова Татьяна Николаевна воспитатель Будукина Татьяна Анатольевна инструктор по физической культуре МБОУ СОШ № 2, дошкольное отделение "Матрешка", город Серпухов
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек.
Наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно - оздоровительной работы. Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и как его сохранить и укрепить. На вопрос воспитателя: - Что нужно делать, чтобы не болеть? Дети отвечают: - Надо пить лекарства или таблетки.
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены, правильным питанием, закаливанием стало для них естественным в их жизни, а с возрастом постоянно совершенствовалось. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность.
Сейчас актуально и даже модно говорить о здоровом образе жизни, но зачастую, современное поколение молодых людей не имеют такой привычки. Поэтому приводя в детский сад своих маленьких детей, мы педагоги, часто наблюдаем следующую картину: малыши плохо кушают (т.к. рацион питания в детском саду сильно отличается от домашнего), не любят умываться, отказываются делать зарядку и участвовать в подвижных играх, плохо спят, много капризничают. Все это отрицательно отражается на детях.
Выдающийся польский педагог Я. Корчаг (1990) размышляя о том, что порой взрослые полагают, что дети не заботятся о своем здоровье, на основе многолетнего опыта сделал вывод, что это не так. Они готовы это делать, но не знают, как. Нужно объяснить им, и они будут беречь своё здоровье.
Если учесть, что период раннего детства является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни с первых дней пребывания в детском саду. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Предполагаемые результаты проекта:
Дети:
Укрепление здоровья; повышение двигательной активности; обогащение двигательного опыта; развитие культурно - гигиенических навыков, культуры питания; формирование элементарных основ безопасности и сохранения своего здоровья.
Осознанное отношение детей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты – личной и в окружающей среде (внешний вид, личный шкафчик, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).
Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.
Формирование представлений детей о полезных свойствах овощей, фруктов и молочных продуктов.
Употребление детьми в пищу фруктов, овощей, молока и кисломолочных продуктов.
Осознанное выполнение детьми правил здоровьесбережения и ответственное отношение к собственному здоровью.
Родители:
Заинтересованность родителей проблемой здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Педагоги:
Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Выявление проблемы
Предусматривает непосредственную реализацию проекта и проведение запланированных мероприятий.
Анализ работы над проектом
Постановка цели и задач
Диагностика ЗУН детей
Составление календарно – тематического плана
Выводы
Создание предметно – развивающей среды
Презентация проекта
Подготовка атрибутов к сюжетно – ролевым, подвижным играм
Итоговое мероприятие:
«В стране Здоровья»
Разработка конспектов занятий, тематических бесед
Подбор музыкальных произведений и художественной литературы
Вступительная беседа с родителями и воспитанниками
Вводная беседа с детьми
Разработка диагностических материалов
Содержание работы с участниками проекта
Работа с детьми
Беседы по теме проекта.
Подвижные и дидактические игры.
Чтение и обсуждение произведений художественной литературы.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», З. Александрова «Что взяла - клади на место», «Топотушки», «Купание», В. Коростылев «Королева Зубная щетка», Р. Самарец «Хорошие манеры» (сборник стихов), И. Муравейка «Я сама», Ю. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу».
Разрешение проблемных ситуаций: «Кукла - грязнуля пришла в гости поиграть с детьми» (по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»); «Что взяла - клади на место» (по стихотворению З. Александровой).
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик», «Пробеги и не сбей».
Игры малой подвижности: «Найди яблоко» («Найди, где спрятано»).
Дидактические игры: Вкладыши «Овощи и фрукты», пазлы «Овощное лото», «Парочки», «Двойняшки», «Кубики с картинками», «Рассказы по картинке», «Что лишнее?», «Вершки - корешки», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Определи на вкус».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (покупаем полезные для здоровья продукты).
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: «Колосок», «Пых», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Каша из топора», С. Маршак «Юля плохо кушает», К. Чуковский «Спор овощей», С. Кузьмин «Что растет на грядке», «Хорошие манеры», «Родная природа», «Вкусная азбука», «Ложечку за маму», В. Сутеев «Мешок яблок», потешки, загадки, Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
Художественно - эстетическое развитие:
Рисование: «Заготовки на зиму».
Лепка: «Витамины для кукол».
Слушание и обыгрывание: Русских народных песенок «Огородная - хороводная», «Пирожки», «Ладушки».
Ситуативные беседы: «Зачем нужно есть овощи и фрукты?», «В каких продуктах есть витамины?», «Зачем нужны детям витамины?».
Просмотр презентации: «Полезная еда», «Овощи и фрукты - полезные продукты».
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Смешарики», «Азбука здоровья», «Огород», «Уроки тетушки Совы» (серия «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Итоговое мероприятие: спортивный досуг «Путешествие в город Вкуснотеево».
3. «Спортландия»
Беседы: «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Как уберечься от болезни», «Зачем заниматься спортом».
Рассматривание картины: «Зимние виды спорта».
Утренняя гимнастика: «В гостях у Айболита».
Физкультурные занятия.
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика: «Умываемся», «Семья».
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Поймай снежинку», «Я мороза не боюсь», «Лыжники», «Попади снежком в цель».
Игры малой подвижности: «Туннель здоровья» («Найди, где спрятано»), «Мы капусту рубим», «Лепим мы снеговика».
Дидактические игры: «Что за чем идет», вкладыши «Части тела», «Кубики с картинками», «Рассказы по картинке», «Что лишнее?», «Узнай по описанию».
Сюжетно - ролевые игры: «Семья» (оденем куклу на прогулку зимой).
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», потешки, загадки, Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
Разрешение проблемных ситуаций: «Что же взять на улицу зимой поиграть?».
Ситуативные беседы: «Как одеться на улицу зимой?», «Зачем нужен носовой платок?».
Просмотр презентации: «Зимние виды спорта».
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «К чистоте будь готов», «Уроки тетушки Совы» (серия «Мудрые сказки тетушки Совы»), «Маша и медведь», «Смешарики»: «Азбука здоровья».
Итоговое мероприятие: развлечение «Мы в Спортландию идем».
4. «Закаляйкино»
Беседы: «Как надо закаляться», «Зачем нужно закаляться».
Рассматривание картины: «Купание детей».
Утренняя гимнастика: «В гостях у Закаляйкина».
Физкультурные занятия.
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика: «Умываемся», «Семья».
Подвижные игры: «Поймай снежинку», «Солнышко и дождик», «Маленькие ножки бегут по дорожке».
Игры малой подвижности: «Найди, где спрятано», «Зайка серый умывается».
Дидактические игры: «Кубики с картинками», «Рассказы по картинке», «Что лишнее?», «Узнай по описанию».
Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни, «Я и солнышко». Потешки: «Водичка, водичка…», «Кран откройся! Нос, умойся!», «От водички, от водицы все улыбками искрится!».
Разрешение проблемных ситуаций: «Незнайка не знает, как нужно закаляться». Рассказываем ему – что такое закаливание и для чего оно.
Ситуативные беседы: «Чем полезны прогулки», «Зачем нужно обливаться водой», «Нужно ли нам солнце».
Просмотр презентации: «Закаляйся - если хочешь быть здоров».
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «К чистоте будь готов», «Уроки тетушки Совы» (серия «Мудрые сказки тетушки Совы»), «Королева Зубная щетка», «Маша и медведь», «Смешарики»: «Азбука здоровья».
Итоговое мероприятие: «Закаляйся, если хочешь быть здоров».
5. «Семейкино»
Беседы: «Чем заняться дома, чтобы быть здоровым», «Прогулка всей семьей».
Рассматривание картины: «Зимние забавы».
Утренняя гимнастика: «Всей семьей на зарядку становись».
Физкультурные занятия.
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Здоровички».
Подвижные игры: «Лыжники», «Поймай снежинку».
Игры малой подвижности: «Найди коньки» («Найди, где спрятано»), «Лепим мы снеговика».
Дидактические игры: «Двойняшки», «Кубики с картинками», «Рассказы по картинке», «Что лишнее?», «Узнай по описанию».
Сюжетно - ролевые игры: «Семья» (Собираемся всей семьей на прогулку).
Чтение художественной литературы: Рассказы и стихотворения о зиме, зимних видах спорта.
Разрешение проблемных ситуаций: «Куда же отправиться с детьми в выходной день».
Просмотр презентации: «Зимние забавы всей семьей», «Зимние виды спорта».
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Уроки тетушки Совы» (серия «Мудрые сказки тетушки Совы»), «Маша и медведь», «Смешарики»: «Азбука здоровья».
Итоговое мероприятие: «В стране Здоровья»
В ходе проведения проекта были получены следующие результаты:
1. У детей второй младшей группы появился интерес и желание выполнять различные упражнения.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам - массажерам, испытывая при этом удовольствие.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Cнизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
1. У детей повысились знания о значимости образа жизни.
2. Расширилось представление о мероприятиях, влияющих на ЗОЖ.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.