Рекомендации по формированию у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Удимова Ирина Витальевна
воспитатель
МКДОУ «Детский сад №12 «Колокольчик»
Потатуева Татьяна Васильевна
воспитатель
МКДОУ «Детский сад №12 «Колокольчик»
г. Киров Калужской обл.
Рекомендации по формированию у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Патриотизм с пеленок: почему это важно?
В наше время, когда мир становится все более глобализированным, важно с раннего детства прививать детям любовь к своей Родине. Патриотизм – это не просто знание истории и государственных символов, это глубокое чувство принадлежности к своему народу, гордость за его достижения и готовность защищать свои ценности. Великая Отечественная война – яркий пример мужества и самопожертвования нашего народа. Знакомство с этим историческим событием поможет детям понять, что такое истинный патриотизм и почему важно беречь мир и согласие.
Мы предлагаем педагогам практические рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников на примере изучения Великой Отечественной войны. Мы рассмотрим различные методы и приемы работы с детьми, а также поделимся опытом лучших практик.
Великая Отечественная война – основа патриотического воспитания
Великая Отечественная война – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Однако именно этот период раскрывает перед нами лучшие качества русского народа: мужество, стойкость, единство. Знакомство с подвигами наших предков помогает детям:
Понять значение слова «Родина»: Ребенок осознает, что Родина – это не просто географическое понятие, это люди, история, культура.
Развить чувство гордости за свою страну: Дети узнают о великих победах русского народа и начинают гордиться тем, что они являются частью этой великой нации.
Воспитать уважение к старшим: Узнавая о подвигах ветеранов, дети учатся уважать старшее поколение.
Сформировать активную гражданскую позицию: Понимание исторического опыта помогает детям осознать свою роль в будущем страны.
Методы и приемы патриотического воспитания
Чтение художественной литературы
Подбор книг: Для каждой возрастной группы необходимо подбирать книги, соответствующие уровню их развития и интересам. Например, для младших дошкольников подойдут сказки о животных, помогающих людям, а для старших – рассказы о детях-героях войны.
Обсуждение прочитанного: После чтения важно обсуждать с детьми содержание книги, задавать вопросы, помогающие лучше понять сюжет и героев.
Драматизация: Превращение любимых сказок и рассказов в театральные постановки поможет детям глубже прочувствовать образы героев.
Игры и упражнения
Ролевые игры: Дети могут примерять на себя роли солдат, медсестер, партизан.
Дидактические игры: Лото, пазлы, домино на военную тематику помогут закрепить знания о Великой Отечественной войне.
Творческие задания: Рисование, лепка, аппликация на тему войны позволят детям выразить свои эмоции и впечатления.
Экскурсии и встречи
Посещение музеев: Экскурсии в музеи военной истории помогут детям увидеть подлинные предметы того времени, узнать о быте солдат, о боевых действиях.
Встречи с ветеранами: Беседы с ветеранами войны – это уникальная возможность услышать истории из первых уст, задать вопросы и выразить свою благодарность.
Музыка и песни
Песни о войне: Исполнение песен о войне помогает создать эмоциональный настрой и вызвать у детей чувство сопереживания.
Музыкальные игры: Танцы, хороводы под военные марши и песни.
Создание развивающей среды
Превращаем группу в маленький музей истории
Чтобы патриотическое воспитание было эффективным, необходимо создать в группе соответствующую развивающую среду. Оформление группы в тематике Великой Отечественной войны поможет детям погрузиться в атмосферу того времени и лучше понять происходящее.
Уголок истории: Оборудуйте в группе специальный уголок, где будут храниться книги о войне, фотографии ветеранов, карты военных действий, предметы быта того времени (если есть возможность).
Стенды и панно: Оформите стенды с фотографиями городов-героев, портретами известных полководцев, плакатами времен войны.
Атрибуты для игр: Подготовьте военную форму, пилотки, бинокли, чтобы дети могли примерять на себя роли солдат.
Природные материалы: Используйте природные материалы для создания коллективных работ, отражающих тему войны и мирной жизни.
Музыкальное сопровождение
Музыка играет важную роль в формировании эмоционального настроя. Подберите песни о войне, о Родине, о мире. Регулярно включайте их во время занятий, игр и прогулок.
Продолжая тему разработки сценариев занятий, можно предложить следующие направления:
Тематические недели: Посвятить каждую неделю определенной теме, например, "Моя семья", "Мой город", "Герои войны".
Интегрированные занятия: Объединять разные области знаний (речь, математика, творчество) вокруг общей темы. Например, изучая историю Великой Отечественной войны, можно решать математические задачи на военную тематику, создавать коллективные рисунки или лепить фигурки солдат.
Проектная деятельность: Вовлекать детей в долгосрочные проекты, например, создание книги о родном городе или музея военной истории группы.
Использование современных технологий: Интерактивные игры, презентации, видеоматериалы сделают занятия более интересными и доступными для детей.
Примеры тем для занятий:
"Моя семья в годы войны" (беседы, просмотр семейных фотографий, создание генеалогического древа).
"Путешествие по карте России" (знакомство с городами, природными зонами, знаменитыми людьми).
"Герои нашего времени" (рассказы о современных героях России, обсуждение их поступков).
Взаимодействие с родителями
Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания – залог успеха.
Родительские собрания: Организуйте тематические собрания, где родители смогут узнать о целях и задачах патриотического воспитания, получить рекомендации по воспитанию детей дома.
Совместные проекты: Предложите родителям вместе с детьми создать семейные альбомы, посвященные истории их семьи, или оформить стенд с фотографиями ветеранов.
Консультации: Проводите индивидуальные консультации для родителей, отвечая на их вопросы и помогая разрешать возникающие проблемы.
Заключение
Патриотическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с раннего детства. Знакомство дошкольников с историей Великой Отечественной войны – это не только дань памяти нашим предкам, но и важный вклад в формирование у детей таких качеств, как любовь к Родине, уважение к старшим, чувство ответственности.
Перспективы:
Межведомственное сотрудничество: Для повышения эффективности патриотического воспитания необходимо тесное сотрудничество дошкольных учреждений, школ, музеев, библиотек и других организаций.
Использование современных технологий: Интерактивные игры, виртуальные экскурсии, мобильные приложения могут сделать процесс обучения более интересным и доступным для детей.
Создание сообщества педагогов: Обмен опытом и идеями между педагогами поможет повысить качество патриотического воспитания в дошкольных учреждениях.
Запомните: патриотизм – это не абстрактное понятие, а живое чувство, которое формируется на конкретных примерах. Рассказывая детям о подвигах наших предков, мы воспитываем в них не только любовь к Родине, но и такие важные качества, как доброта, сострадание, ответственность.
Список русской дошкольной литературы на тему патриотизма
Для детей 3-4 лет:
Сказки: Русские народные сказки о богатырях, о животных, помогающих людям.
Стихи: А. Барто «Игрушки», С. Михалков «Мой щенок», С. Есенин «Бабушкины сказки».
Песни: «Солнышко лучистое», «Наша Таня громко плачет», «Вот какие мы ребята».
Для детей 5-6 лет:
Книги: Л. Толстой «Два товарища», В. Осеева «Вася Трубачёв и его товарищи» (адаптированные версии).
Стихи: А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалков «Дядя Стёпа», А. Прокофьев «Путешествие».