Конференции
Апрель 2023

СВЯЗЬ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Мисюра Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №30 г. Донецка»

«Уметь читать в широком смысле этого слова –
значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д. Ушинский

Аннотация. В статье представлены результаты наблюдений по повышению скорости чтения у младшего школьника. Предоставлены рекомендации педагогам и родителям для улучшения качества чтения.

Ключевые слова: чтение, навык чтения, обучение, развитие, информация, словарный запас, «зависимые читатели», художественная литература

Актуальность темы обусловлена идеологией современного общества. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Из-за широкого внедрения компьютерной техники наблюдается тенденция отторжения школьников от чтения, проявление их формального отношения к изучаемым произведениям отечественных и зарубежных авторов. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, чтению произведений художественной литературы, ставших классикой. Полноценный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения и является источником получения информации [1].

Проблема развития интереса к чтению освещалась в работах таких исследователей, как B. Г. Горецкий, O. B. Джежелей, M. И. Оморокова, H. H. Светловская, Л. C. Славина, О. В. Чиндилова и другие.

Цель статьи: продемонстрировать эффективные формы работы, направленные на развитие интереса к чтению у школьников.

Чтение - невероятно важная часть эмоционального и интеллектуального развития вашего ребенка. Хорошие навыки чтения во многих отношениях помогут вашему ребенку добиться успеха в дальнейшей жизни.

• Ваш ребенок выучит новые слова и улучшит свои языковые ассоциации и основы языка.

• Чтение увеличивает способность вашего ребенка учиться по всем предметам, а не только по языку и чтению.

• Слушание и чтение рассказов помогает вашему ребенку овладеть понятиями логики, суждения и причинно-следственных связей.

• Чтение помогает вашему ребенку улучшить способность концентрироваться и развить более длительную концентрацию внимания [3].

Многие родители читают рассказы своим детям, когда они еще слишком малы, чтобы читать сами. По мере взросления ваших детей привитие любви к чтению может иметь решающее значение для их языковых навыков, независимости и эмоционального развития. По мере того, как ребенок учится читать или если он борется с чтением самостоятельно можно многое сделать, чтобы улучшить его способности [5].

Не уверены, где начать? Попробуйте эти 7 эффективных способов улучшить навыки чтения вашего ребенка.

1. Установите регулярный распорядок чтения.

Исследования показывают, что ежедневное выделение времени для чтения ребенку и вместе с ним может существенно улучшить его навыки чтения во многих областях, в том числе:

• понимание прочитанного;

• словарный запас;

• научиться распознавать слова, которые они уже знают;

• научитесь произносить незнакомые слова.

Если ваш ребенок еще не научился читать, включение ежедневного распорядка рассказа в его распорядок прививает важность чтения, которую он, надеюсь, продолжит ценить, когда научится читать самостоятельно. По мере того, как ваш ребенок учится читать самостоятельно, вы можете продолжать вместе рассказывать истории каждый день или каждую ночь. Постепенно перекладывайте обязанности по чтению на ребенка, чтобы он читал вам, а не наоборот. Это побудит их читать без вашей помощи, но позволит им делать это в среде, где вы все еще можете помочь им расшифровать незнакомые или трудные слова.

2. Поощряйте ребенка регулярно читать.

Есть два очень эффективных способа побудить вашего ребенка регулярно читать. Первый - сделать так, чтобы книги были доступны повсюду в вашем доме. Завлекайте ребенка рассказами, размещая книги на полках или в корзинах в комнатах по всему дому. Наличие книг для чтения в машине, в ванной, рядом с кроватью и даже в гостиной рядом с телевизором будет сигналом для вашего ребенка, что чтение важно и легко доступно. Еще один способ поощрить ребенка к чтению - подавать пример. Родители - идеальные образцы для подражания для своих детей, и ваши родители, вероятно, будут подражать вашему поведению. Если ваш ребенок видит, что вы читаете каждую ночь перед сном, он, скорее всего, будет делать то же самое. Точно так же, когда ваш ребенок увидит, что вы читаете для собственного удовольствия, он воочию увидит, что чтение - это удовольствие, а не только обучение.

3. Помогите упрямому читателю найти книги, которые ему нравятся.

Если вашему ребенку кажется, что он не интересуется чтением, это может быть не потому, что он не любит читать. Источником проблемы может быть просто то, что они не любят читать книги, которые у них есть. Поиск правильного жанра или типа рассказа может стать ключом к тому, чтобы наконец заинтересовать вашего ребенка. Попробуйте рассказать вашему ребенку много разных историй. Чем больше ваш ребенок заинтересован в предмете книги, тем больше он будет рад ее прочитать. Тайны, научная фантастика и приключенческие рассказы особенно популярны среди юношей и девушек, обладающих смелым воображением. Если ваш ребенок безумно интересуется животными, космосом или строительными машинами, попробуйте предоставить ему материал по этим предметам.

4. Используйте примеры для чтения вне книг.

Не всех упорных читателей можно убедить читать книги. Однако есть много других способов, чтобы они продолжали читать. Вашему ребенку не нужно открывать книгу, чтобы улучшить свои навыки чтения - в мире вокруг него есть что читать!

Вот несколько приемов, которые вы можете попробовать побудить вашего ребенка улучшить и использовать свои навыки чтения:

• Если ваш ребенок хочет пойти в кино, попросите его найти для вас расписание фильмов.

• Если ваш ребенок любит помогать вам готовить ужин, позвольте ему выбрать рецепт из любимой поваренной книги и прочитать вам инструкции. (Если вы изменяете рецепт, это также отличный способ помочь вашему ребенку улучшить свои навыки сопоставления!)

• Поощряйте ребенка читать дорожные знаки, сводки погоды, часы работы магазина или электронные письма от других членов семьи.

Включение чтения в занятия, которые нравятся вашему ребенку, и показ им того, как чтение является неотъемлемой частью их повседневной жизни, побудит их продолжать совершенствовать свои навыки, даже если это не помогает им получать удовольствие от чтения книг.

5. Продолжайте учить ребенка чтению.

Учителя не всегда могут знать, когда ваш ребенок впервые начинает отставать в навыках чтения. Некоторые дети могут скрывать свои трудности, особенно в групповой обстановке, и могут быть слишком смущены, чтобы попросить о помощи, даже если они знают, что им это нужно. Не ждите, пока проблема станет серьезной, чтобы принять меры. Постоянное участие и регулярный мониторинг успеваемости вашего ребенка может помочь вам опередить потенциальные проблемы с чтением до того, как они появятся.

Найдите время, чтобы прочитать с ребенком сказки, и используйте эти моменты, чтобы понять, с трудом ли ваш ребенок узнает и озвучивает слова, или используйте контекстные подсказки, чтобы определить значение любых слов, которые он не знает. Когда ваш ребенок задает вопросы об истории, чтобы увидеть, могут ли они понять материал. Если вы действительно чувствуете, что навыки чтения вашего ребенка можно улучшить, назначьте встречу с его учителем, чтобы он узнал о потенциальной проблеме и придумал решение для улучшения, если это необходимо. Родители, учителя и дети могут работать вместе, чтобы выявить пробелы в обучении и внести улучшения.

6. Никогда не разочаровывайтесь в своем ребенке.

При постоянном внимании и заботе некоторые читатели, испытывающие трудности, могут повысить свои навыки до уровня, который подходит для их года. Другие дети могут по-прежнему испытывать трудности с чтением в начальной школе или за ее пределами. Большинство стратегий в этом посте специально предназначены для детей младшего возраста. Однако, если ваш ребенок в возрасте начальной или средней школы все еще испытывает трудности с пониманием прочитанного, языковыми навыками или правописанием и словарным запасом, знайте, что у вас все еще есть ресурсы, которые помогут улучшить их навыки. Книга Кайлена Бирса «Когда дети не умеют читать - что могут делать учителя» специально написана для профессионалов в области образования, но содержащиеся в ней стратегии могут быть полезны и вам как родителю. В этой книге навыки чтения разбиты на управляемые компоненты и описаны практические стратегии, которые можно использовать для усиления этих компонентов. Это также помогает определить привычки, на которые полагаются «зависимые читатели» (студенты, которые не могут эффективно читать без посторонней помощи), и способы уменьшения зависимости от этих привычек.

7. Помните, что каждый ребенок индивидуален.

Это кажется здравым смыслом, но как родитель легко позволить себе разочароваться в том, что ваш ребенок не успевает «адекватно прогрессировать», даже если он учится в идеальном для своего возраста темпе.

Тот факт, что ваш старший ребенок умел читать к пяти годам, не означает, что от вашего младшего ребенка следует ожидать того же. Мозг каждого ребенка устроен по-разному, и их навыки будут развиваться и улучшаться в темпе, который зависит от того, как они взаимодействуют с миром. Факторы и стратегии, описанные в этом посте, в значительной степени находятся в пределах вашего контроля как родителей. Однако то, как развивается мозг вашего ребенка, также зависит от факторов, которые вы не можете контролировать. Каждый ребенок развивается в уникальном темпе.

Помните, что ваше представление о том, что ваш ребенок «отстает», может быть неточным. Если вы считаете, что вашему ребенку нужна помощь в развитии навыков чтения, тесно сотрудничайте с его учителем, чтобы следить за его успехами, и будьте готовы участвовать в стратегиях, направленных на улучшение его навыков, если это необходимо. Прежде всего, помните: если ваш ребенок действительно борется с чтением, лучшее, что вы можете сделать, - это поддержать его в его стремлении к совершенствованию. Если ваш ребенок смущается или стыдится своих трудностей, ему будет менее комфортно просить о помощи.

Чтение - важный компонент обучения и развития вашего ребенка. Помогая им улучшить их понимание, грамотность, язык и правописание, вы настроите их на успех в будущем. Не бойтесь просить о помощи, но знайте, что вы можете многое сделать самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти [4].

Проблема формирования потребности в чтении у младших школьников является актуальной и сегодня. Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие выводы:

1. Тесное взаимодействие младших школьников с близкими взрослыми обладает большим потенциалом для развития их читательской деятельности.

2. Эмоциональное отношение, сопровождающее общение детей и взрослых образует невербальный аспект обмена читательской информацией. Так мы можем помочь родителям сформировать у младших школьников читательский вкус, а также личностные потребности в чтении у детей.

3. Познавательная потребность в чтении формирует стремление учащихся к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности.

4. В процессе чтения школьник получает возможность выбирать то, что его больше привлекает, участвовать в совместной деятельности, получать поддержку в реализации своих интересов и помогать другим людям реализовать их интересы к чтению.

5. Чтобы влиять на потребности детей в чтении родителям необходимо все время изучать изменения, происходящие с личностью ребенка, обращать внимание на то, какие виды деятельности, события, люди интересуют ребенка, какие интересы являются наиболее устойчивыми, длительными и обширными.

6. Систематические и разнообразные формы данной деятельности способны повысить уровень и тип потребности в чтении [5].

Список литературы:

1. Байяр П. Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали / Пьер Байяр; пер. с фр. А. Поповой. М.: Текст, 2014.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Котельникова Н. П., Разинкова Л. В. Решение проблемы чтения. Рекомендации и советы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 1115-1119.