Воспитание экологической сознательности дошкольников в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами посредствам реализации проекта " Вторая жизнь ненужных вещей"
"Я сорвал цветок- и он увял.
Я поймал мотылька-
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте
можно только сердцем".
Сухомлинский Василий Александрович
Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут. Можно часто услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить ее всемирное разрушение, тогда не выживет и человек.
Проблема мусора в России очень велика. С развитием индустрии потребления, увеличивается количество бытовых отходов, площади для утилизации мусора разрастаются. Мусор лежит десятилетиями, отравляя почву, воду. У нас слабо развита культура раздельного сбора мусора- важнейшего шага к вторичной переработке. Поэтому данная проблема актуальна и важна.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической сознательности необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольный возраст- начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим.
Цель проекта- привлечение внимания подрастающего поколения и их родителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды; распространение информации о понятии раздельного сбора отходов и его важности.
Задчи:
·воспитывать экологически образованное поколение, осознающее важность в сортировке отходов;
·информировать окружающих через подрастающее поколение о проблемах экологии;
·сокращать выброс отходов, пригодных к вторичному использованию;
·воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности;
·укрепление познавательного интереса, любви к природе.
·
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.
Для успешного развития экологической сознательности уделено большое внимание:
·участие детей в экологической неделе;
·организации экологических акций;
·совместная деятельность детей и взрослых;
·развитие художественно- творческих способностей
Очень важно было объяснить участникам проекта важность, целесообразность и необходимость планируемой деятельности, заинтересовать их, вовлечь в работу, изменить образ мыслей. Мы оформили родительский уголок, разместили рекомендации для родителей по работе с детьми по проекту. Подготовили консультации для родителей: «Вторая жизнь ненужным вещам», «Экологическое воспитание в семье». Беседы с детьми о том, что такое мусор и как важно не загрязнять свой двор, свою улицу, свой поселок, свою планету. Сбор бросового материала (мусорные пакеты. одноразовая посуда, втулки от туалетной бумаги и т.д.). Мы рассматривали иллюстрации, картинки на экологические темы. Выполняли совместно с родителями творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.
Вместе с детьми и родителями были организованы экскурсия в лес, сбор и сдача макулатуры, сбор крышечек и батареек, провели конкурс поделок из бросового материала.
Сбор макулатуры в каждой семье стал поводом для уборки кладовок и книжных полок, ведь в каждом доме найдется долго скапливаемые бумажные отходы. Принималась любая бумага: тетради, газеты, книги, картон, кроме изделий из устойчивого к влаге картона. Наше участие в сдаче макулатуры получило эмоциональный отклик у детей и родителей. Мы получили сертификат участников "Бумбатл" в сборе макулатуры.
Проводились акции: "День Леса", "День Земли". Воспитанники принимали активное участии в посадке кустарников и саженцев деревьев на территории детского сада.
Нашими участниками проекта были созданы интересные авторские работы для украшения интерьера. Это рамочки из бумаги, декоративное солнце из пеноплекса и дисков, облака из пенопласта. Из крышек сделали конструктор- мозаику. На уличной площадке повесили, созданный совместно с детьми из вторсырья «Бизиборд «Развиваем мелкую моторику».
В раздевалке группы поставили мини-контейнеры для раздельного сбора твердых бытовых отходов (использованные батарейки, крышки, бумага идругое).
В ходе проекта был повышен уровень экологических знаний детей дошкольного возраста. Наш проект очень запомнился и понравился детям и их родителям. Они уже привыкли правильно утилизировать мусор. Дети и родители приносят в строго отведенное место, в определенные емкости использованные батарейки, крышки, пластиковую посуду, бумагу и т.д. По мере наполнения этих емкостей далее они следуют в пункт приема.
Загрязнение мусором почвы, воды, воздуха- медленная смерть всему живому. если до каждого жителя планеты дойдет эта простая истина, мы уверены, он пересмотрит свое отношение к бытовым отходам. И первым шагом навстречу природе станет повсеместная вторичная переработка мусора, множественные пункты раздельного сбора бытовых отходов и, конечно же, ответственное отношение людей к своим поступкам и образу жизни в целом.
Если бы правилом для жизни, каждый человек взял слова Маленького принца из одноименного произведения Антуана де Сент- Экзюпери: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету", то мы могли бы быть спокойны за будущую чистоту нашей планеты.
Список использованной литературы.
1.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.- 144 с.
2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П, Щетинина В.В." Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников."
3.Артемова Л.В. " Окружающий мир в дидактических играх.
4. Интернет ресурсы сайт МААМ.
5. «Мы». Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н.Н. и др. – 2 изд..испр.и доп.-СПб: М 94 «Детство-пресс», 2002г.- 240с.
6. Хабарова Т.В.; Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2011г.- 128 с.