Публикации
2024-12-11 15:38

Великая Отечественная война глазами русских поэтов и писателей

Тема: Открытый урок на тему: «Великая Отечественная война глазами русских поэтов и писателей».

Разработка преподавателя русского языка и литературы

ГБПОУ «Донецкий горный технологический

техникум»

Дворецкой Ядвиги Марциновны.

Цель урока: показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзорпроизведений разных жанров. Прививать чувство патриотизма, любви к Родине, ее

народу. Рассказать о патриотизме советских поэтов и писателей, воевавших в годы Отечественной войны. Развивать навыки анализа стихотворения, выразительного чтения стихотворений.

Оснащение урока:

- портреты писателей,

- наглядное оформление (стенд)

- музыкальное сопровождение.

Методические приемы:

- лекция преподавателя

- сообщения студентов

- демонстрация презентации

- музыкальное сопровождение

Ход урока:

I. Организационный момент: сообщение темы урока.

2.Эпиграф

Я только раз видала рукопашный,

Раз-наяву, и тысячи-во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне

(Юлия Друнина)

II. Мотивация.

Сообщение цели и задачи урока.

III. Новый материал.

1.Слово преподавателя.

Великая Отечественная война безусловно является центральным историческим событием 20 века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературныхпроизведений, как в прозе, так и в стихах. Многие литераторы той поры сами принимали

участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих

произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, которую должен знать каждый человек и никогда не забывать.

Песня «Хотят ли русские войны?» (звучит в исполнении Марка Бернеса)

Слово студента. (история песни «Хотят ли русские войны?»

Замысел написатьпесню о мире возникала у поэта Евгения Евтушенко в 1961 году во время заграничнойпоездки. Известный советскийлитератор посетил США и страны Западной Европы.Черезнекоторое время Евтушенко встретился на одном из творческихмероприятий с певцомМарком Бернесом, которогознал еще с юных лет. Тот неожиданно спросил, не хочет ли поэт написать песню о том, как советские люди относятся к войне: «Напишипесню о войне,напиши, хотят ли русские войны или нет. Евтушенко сталлихорадочно импровизировать…». Бернес даже не подозревал, что идея песни уже давно сидела в головеЕвгения Александровича. Ему был нужен лишь толчок,который и дал певец. Именнопоэтому текст был готов уже на следующий день. Но замечательные стихи не устроили Марка Бернеса, а все потому, что в них было всего два куплета.Европы. Почти везде он слышал один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?». Между автором и будущим исполнителем завязалсяспор. Евтушенко утверждал, что двух куплетов вполне достаточно, а Бернес доказывал, что видит перед собой только первый и третий куплет без середины. «Почему это песня должна быть непременно из трех куплетов?» — почти кричал выведенный из себя поэт. Дело было 8 октября в день рождения Марка Наумовича в присутствии нескольких общих друзей. Закончилось все тем, что Бернес затолкнулЕвтушенко в комнату и закрылего на ключ. На протестыпоэта он спокойнозаявил, что не откроет замок, пока не услышит через дверь второйкуплет, который его совершенноустроит. Автору ничегоне оставалось, как принять условия и взяться за работу. Были написаны сразу два куплета, один из которых позднее вошел в сборник стихов поэта, а дру

гой попал в песню.

2.Студент читает стихи песни «Хотят ли русские войны?» (Тихо звучит песня).

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей

и у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под березами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.

Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну,

а чтобы люди всей землиспокойно видеть сны могли.

Под шелест листьев и афиш

ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. Пусть вам ответят ваши сны,

хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Спросите вы у матерей,

спросите у жены моей,

и вы тогда понять должны,

хотят ли русские войны.

3.Слово преподавателя.

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные

уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, Н. Тихонова, А. Твардовского. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях.Героический пафос проник и в интимную лирику.

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким

образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

К теме о Великой Отечественной войне возвращались многие поэты и писатели, которые сам принимали участие в этой кровавой бойне. М. Шолохов, «Судьба человека»,

К Симонов «Они сражались за Родину», «Жди меня», А. Твардовский «Василий Теркин»,

«Я убит подо Ржевом».

4.Слово студента.

Во время войны поэзия становится голосом Родины- Матери, которая взывала к сынам. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Не меньшей любовью средисоотечественников пользуются стихи о Великой Отечественной войне, которые были написаны, как в то страшное время, так уже и после долгожданной победы. Разве можно обойти вниманием проникновенное стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, которое помогало выстоять советским бойцам в те страшные дни. В наши дни оносчитается образцовым классическим шедевром военного времени. До сих «Жди меня» многие людизнают наизусть, декламируя его на многих вечерах в память о войне. Также все помнят произведение Василий Тёркин, в котором в непринуждённой манере рассказывается о подвигах красноармейцев, простых советских парнях, вставших в

трудную минуту на защиту своей Отчизны.

Несмотря на давность описываемых событий, произведения литераторов 20 века о Великой Отечественной войне никогда не потеряют актуальность. Ведь в них заключён код нашего народа, позволивший ему победить в той страшнойвойне и попутно избавитьмир от коричневой чумы фашизма. Память о тех событиях сплачивает многонациональный народ России, давая возможность уверенно смотреть в будущее.

5.Слово преподавателя.

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала.

Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую «оборонную» литературу.

В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма,

готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению.

Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Суркова, Александра Твардовского показывают войну тяжелым и опасным делом.

«Василий Теркин» А. Твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. «Василий Тёркин» (другое

название — «Книга про бойца») — поэма Александра Трифоновича Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвященавымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.

В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского

национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества. Торжествосправедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и когда-нибудь можно будет

увидеть его и пожать ему руку. Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов. Главная мысль поэмы — верить в победу и не переставать бороться — была актуальна для настоящих воинов. Твардовскому не удалось бы выразить эту мысль так живо и правдиво, если бы автор сам не прошёл через войну.

6.Читает студент.

Василий Теркин: о войне

— Разрешите доложитьКоротко и просто:

Я большой охотник житьЛет до девяноста.

А война — про все забудь И пенять не вправе. Собирался в дальний путь,Дан приказ: «Отставить!»

Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

7. Слово преподавателя.

В годы тяжелейших испытаний возникает огромная потребность в задушевном слове, в лирике. Любовная лирика К.Симонова, М.Исаковского, М. Алигер, О. Берггольц не давала очерстветь и ожесточиться душам людей, втянутым в трудную и беспощадную войну. Стихотворение “Жди меня, и я вернусь” в годы Великой Отечественной войны было для солдат настоящей молитвой, помогавшей им продолжать бороться с немцами. Стих относится к интимной лирике. Произведение посвящено любви женщины – такой

сильной, что она становится сильнее смерти. Её терпеливое ожидание бережёт бойца в бою. Любовь сильнее смерти. Стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, вскоре переложенное на музыку, получает новую жизнь в

виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность

укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.

8.Стихотворение читает студент.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,

Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних местПисем не придет,

Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им, Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

9. Слово преподавателя.



И поэты, и писатели – все были в одном строю, вск встали на защиту Родины.

В июле 1941 года Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в армию, направлен на фронт, работал в Совинформбюро, был специальным корреспондентом «Правды» и

«Красной звезды», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте.

С первых дней Великой Отечественной войны Шолохов посвятил свое творчество

служению народу, вступившему в смертельную схватку со злейшим врагом всего человечества — германским фашизмом. В эти годы он создал произведения различных жанров: очерки, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину». Показав героику повседневной солдатской страды, М. Шолохов создал поистине эпические картины великой всенародной войны. Герои писателя — это люди, в сердцах которых живет потенциальная готовность к подвигу. Они ведут бой за свою Родину «неради славы, ради жизни на земле» (А. Твардовский).

1V. Поэты-земляки о войне.

В плеяде донбасских писателей, писавших о Великой Отечественной войне много

имён: Борис Леонтьевич Горбатов прошел Великую Отечественную войну с первого дня до исторической капитуляции Германии в пригороде Берлина Карлсхорсте.

Как здесь не вспомнить знаменитого донбасского поэта Павла Беспощадного и его слова, написанные ещё в 1942 году:

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано!

Владислав Титов, Степана Бугорков, Тарас Рыбаса, Геннадий Довнара,

Михаил Матусовский. Все они выходцы из Донбасса и были очевидцами многих

событий, некоторые из них прошли фронтовыми дорогами долгие годы войны.

V. Военная лирика.

В годы тяжелейших испытаний возникает огромная потребность в задушевном слове, в лирике. Любовная лирика К. Симонова, М. Исаковского, М. Алигер, О. Берггольц не давала очерстветь и ожесточиться душам людей, втянутым в трудную и беспощадную

войну.

10.Слово студента.

Алексей Сурков — автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной

печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение не писал — просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка...» Так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в книге

«Рассказы о твоих песнях».(Звучит песня « В землянке» в исполнении М.Бернеса).

11.Слово преподавателя.

В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, поэтесса Ольга Берггольц почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города. Её стихи стали символом стойкости и силы духа для всех ленинградцев. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).

.

12.Стихотворение «Февральский дневник» (читает студент)



Был день, как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчераЕдинственного схоронила друга,И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?

Я тоже — ленинградская вдова.



Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем.

И тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка,Вокруг ее слепого огонька Образовалось лунное колечко. Похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

Мы вместе вышли за водой и хлебом И услыхали дальней канонады Рыдающий, тяжелый, мерный гул:

То армия рвала кольцо блокады.

Вела огонь по нашему врагу.

V1. Преподаватель:

(Прослушивание песни «Ты же выжил, солдат») Автор текста (слов): Агашина М.

Композитор (музыка): Мигуля В.

13. Студент читает слова под тихое звучание песни.Пролетели года, отгремели бои,

Отболели, тяжёлые раны твои,

Но, далёкому мужеству верность храня,

Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Припев:

Ты же выжил, солдат,

Хоть сто раз умирал, Хоть друзей хоронил,

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер -

На сердце ладонь?

И в глазах, как в ручьях,

Блещет Вечный огонь.

Говорят, что не плачет солдат, солдат - он солдат, И что старые раны к ненастью болят.

Но вчера было солнце и солнце с утра...

Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?

Припев:

Ты же выжил, солдат, Хоть сто раз умирал, Хоть друзей хоронил,

И хоть насмерть стоял. Почему же ты замер -

На сердце ладонь?

И в глазах, как в ручьях, Блещет Вечный огонь.

Посмотри же, солдат, - это юностьтвоя,

У солдатской могилы стоят сыновья.

Так о чем же ты думаешь, старый солдат? Или сердце болит, или раны горят...

Припев:

Ты же выжил, солдат, Хоть сто раз умирал, Хоть друзей хоронил,

И хоть насмерть стоял. Почему же ты замер -

На сердце ладонь?

И в глазах, как в ручьях, Отразился огонь

VII. Проза.

14.Слово преподавателя:

И памятью той, вероятно, Душа моя будет больна, Покамест бедой невозвратной Не станет для мира война…

А. Твардовский «Жестокая память»События Великой Отечественной войны все дальшеи дальше уходят в прошлое.Но

годы не стираютих в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. Думается, можно говорить в применении к

литературе о Великой Отечественной войне о значительном обогащении понятия героика повседневности.

В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многиеписатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова,Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова, Суркова. Именно они – писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступковлюдей, от которых иногда зависела жизнь.



Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта,партизанское движение, тяжестьпоходов и жизньв тылу, крепкуюсолдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной, писатели-фронтовики – это отдельноепоколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожилидольше и умерли, какговорится, не от старости, а от старых ран. 1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, ЮлияДрунина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которыхдалеко не полон,с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17лет. Стихи и проза,спектакли и фильмы, песни,произведения живописинаходили горячийотклик в сердцах читателей, вдохновляли на героические подвиги, вселяли уверенность в победе.

VIII. Заключение урока.

Итог урока, вопросы по теме, выставление оценок.

Домашнее задание. Любимые стихи о войне.