Публикации
2024-07-01 10:51

Восприятие музыки, как важнейшая часть музыкального воспитания школьников

«Восприятие музыки-

это познание самого себя»

Ф. Лист.

Так звучит высказывание великого венгерского композитора. На своих уроках большое значение я уделяю именно этому виду деятельности, слушанию музыки обучающимися. Слушать музыку - значит воспринимать ее. Суть художественного восприятия- диалог между композитором и слушателем… Сопереживая художнику, участвуя в его творческих поисках, мы формируем и обогащаем свой духовный мир, развиваем в себе личность. Проживая за короткое время жизни героев, мы усваиваем опыт человечества.

Действительно, восприятие музыки- один из процессов музыкального мышления, направленный на познание содержания, смысла музыкального сочинения. Качества, свойственные музыкальному восприятию: целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и др.

Слушание или восприятие музыки не только важный вид деятельности на уроке, но и процесс музыкального мышления, в котором выделяют несколько этапов.

Первый этап процесса восприятия – это непосредственно первое знакомство учеников с музыкальным произведением. Впечатления перед ним пока расплывчаты, но эмоциональный отклик на музыку уже достаточно сформирован.

Второй этап связан с повторным прослушиванием музыкального произведения. На этом этапе процесс смещается с эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Здесь включаются в действие методы и приемы интонационно-образного анализа.

Третий этап восприятия - повторное обращение к музыкальному сочинению. Теперь возможно взаимное влияние эмоционально-ценностного и осмысленного восприятия музыки, а также проявление личностного отношения к прослушанной музыке, ее индивидуальная оценка ученика.

«Для эффективности музыкального восприятия ему должна предшествовать установка на восприятие (процесс подготовки слушателя (зрителя) к целостному восприятию музыкального (художественного) образа, настраивающий психику школьника на определенную эмоциональную волну).

Перед восприятием музыки, важную роль я уделяю на установку и созданию особой атмосферы, предвосхищающую данный процесс– тишину, сосредоточенность; вступительное слово (яркий, образный рассказ, проблемный вопрос, эпиграф и т.п. Создание жизненной ситуации, при которой возможно встретиться с подобной музыкой; напоминание уже знакомых музыкальных тем, интонаций из произведений данного композитора, использование различных ассоциаций (литературных, живописных и др.) и т.п.

Музыка, как искусство, тесно связана с литературой, живописью и другими видами художественного творчества. Воспринимать, а значит, постигать музыку поможет «создание художественного контекста» (Л.Горюнова) - литературного и изобразительного, а также выявление содержательной общности искусств.

Методические факторы:

·Методы анализа музыки.

·Метод жанрово-стилевого анализа музыки Метод интонационно-образного анализа музыки.

·Метод моделирования ролевой ситуации («Если бы я был композитором, исполнителем, дирижером).

·Метод пластического интонирования музыки Метод инструментального музицирования

·Метод выявления жанровой принадлежности музыки.

·Метод использования ассоциаций (подбор художественных образов, созвучных музыке)

·Проблемный метод (постановка проблемных вопросов, ответы на которые требуют аргументации).

·Метод создания художественных композиций

·Прием разрушения образа (изменение авторских средств выразительности)

·Прием вокального интонирования мелодии (учащиеся поют темы не только вокальных, но и инструментальных сочинений) Способ ориентации на графическую и нотную запись основных интонаций, мелодий (он позволяет учащимся осознать особенности музыкального языка- мелодику, ритм, темп, динамику и др.)