ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Колганова Ирина Владимировна заведующая Ветрова Екатерина Олеговна воспитатель Маничева Мария Валерьевна воспитатель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 96 города Орла
«Память – одно из важнейшихсвойств бытия, основа культур и нравственности». Д.С. Лихачев
Одной из самых актуальных задач нашего времени является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет патриотизма и уважения к духовным ценностям.
Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, поэтому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Суслова Э. К.
В рамках подготовки к празднованию великой даты – 78-летия Победы в Великой Отечественной войне в ДОУ был разработан и реализован долгосрочный проект: «Орловцы на защите земли русской духовный смысл подвига».
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Ø на примере жизненного пути прабабушках и прадедушках (участников Великой Отечественной войны) наших воспитанников - которые стояли на защите городов – героев России, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата-защитника Отечества, создать атмосферу сопричастности обучающихся к великому подвигу советского народа;
Ø формировать патриотические чувства через поисковую и исследовательскую деятельность;
Работа над проектом состояла из четырёх этапов:
Ø 1-й этап — подготовительный
Ø 2-й этап — организационный;
Ø 3-й этап — реализация поисково-исследовательской деятельности;
Ø 4-й этап — презентация проекта.
Основная часть.
Проект: «Орловцы на защите земли русской духовный смысл подвига».
Первый (подготовительный) этап проходил в январе -феврале 2023 г. в соответствии с названными выше целями и задачами проекта. Обоснование актуальности проекта, привлечение родителей к реализации Проекта.
Второй этап, организационный:
Ø формирование творческой группы (заведующая, воспитатели, родители);
Ø распределение обязанностей в творческой группе, планирование деятельности групп;
Ø изучение собранных материалов о Великой Отечественной войне.
Данный этап включал проведение социологического опроса. Родителям и детям задавался вопрос: что я знаю о жизни родных и близких в годы Великой Отечественной войны? Итоги социологического опроса:
Ø Всё знаю — 5 %;
Ø Знаю мало — 10 %;
Ø Ничего не знаю — 40 %;
Ø Хотела бы узнать больше — 45 %.
На третьем этапе осуществлялась непосредственная работа над Проектом.
Ø конкурс презентаций, эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
Ø сбор фотоматериалов и документов военных лет;
Ø конкурс рисунков — эскизов обложки «Книги Памяти»;
Ø систематизация собранного материала;
Ø создание электронного варианта «Книги Памяти».
На четвёртом этапе - презентация результатов проекта: «Книга Памяти», стенд «Помним и гордимся» (рис.1), видеопоздравление ветеранов к Дню Победы, музыкально-спортивные праздник «России славные сыны» (рис.2).
Рис.1
Рис.2
По данным проведения социологического опроса на этапе завершения проекта:
Ø Всё знаю — 85 %;
Ø Знаю мало —0 %;
Ø Ничего не знаю — 0 %;
Ø Хотела бы узнать больше — 15 %.
И сегодня, героическое наследие защитников Отечества, продемонстрировавших чудеса мужества, доблести, отваги, оставшиеся верными Чести и Долгу, является важным символом сохранения народной памяти российской нации, воспитания патриотизма, укрепления чувства сопричастности к судьбе нашей Родины. Это воспитание молодого поколения на примерах высочайшего героизма и высокой нравственности людей старшего поколения, будет поддерживать историческую связь и преемственность поколений. На наш взгляд, суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.