Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чернова Алла Андреевна
учитель-дефектолог
МБУ Центр "Росток", г. Йошкар-Ола

Одним из самых важных направлений деятельности дошкольного образования является речевое развитие детей. Это можно объяснить сензитивностью данного периода к усвоению речевых умений и навыков, овладение основами культуры речи. Речевое развитие требует особого подхода и применения новых методик, инновационной игровой направленности. Хочу остановиться на некоторых популярных методиках в современной дошкольной педагогики – мнемотехника, синквейны, кинезиология, ИКТ-технологии.

Мнемотехника или мнемоника. Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация. Самым сложным порядком дидактического материала в мнемотехнике являются мнемотаблицы. Как правило, в них заложено графическое (частично графическое) изображение персонажей сказки, явлений природы и др. Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно:

- знакомство с таблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);

- перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы);

- рассказывание (самостоятельно или с помощью воспитателя, в зависимости от возраста детей).

Использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей. Для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы, что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлочка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.). Постепенно вводится графическое (частично графическое) изображение (большой коричневый круг – медведь, маленький зеленый круг – лягушка и др.). Обязательным правилом является использование одного и того же графического изображения на протяжении всего возрастного периода. С переходом на другую возрастную ступень графический объект может быть усложнен или полностью изменен. Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и считалкам.

Следующая современная технология для развития речи на групповых и индивидуальных занятиях – синквейн. Это короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, он был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

· используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста;

· проводится в рамках прохождения определенной лексической темы;

· в коррекционной работе совершенствует словарную работу;

· учит определять грамматическую основу предложений;

· развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление;

· помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное ребенку. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «шар».

Первая строка вопросы Кто?Что? – «шар». Вторая строка–Какой?Какая? два прилагательных, свойства предмета. Шар какой? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Предположим, в итоге шар получился «круглый и воздушный».

Третья строка– Что делает? Три действия предмета. Например, так: «летит, прыгает, движется». Четвертая строчка – личное отношение ребенка к теме синквейна. Выражет свое мнение. Например: «Вначале шар надо надуть». Или, «шар надо купить» Пятая строка – резюме в одно-два слова или словосочетание. Это может быть слово «праздник» или «Как красиво»

Итог ШАР

КРУГЛЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ

ЛЕТАЕТ, ПРЫГАЕТ, ДВИЖЕТСЯ

ШАР НАДО НАДУТЬ

КАК КРАСИВО

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

Большую популярность набирает кинезиология. Это наука, изучающая развитие умственных способностей (головного мозга) и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет.

Что дают нам кинезиологические упражнения?

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

-Развитие речи;

-Снятие эмоциональной напряженности;

-Создание положительного эмоционального настроя;

-Повышение стрессоустойчивости организма;

-Возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста;

-Формирование учебных навыков и умений. развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Одним из самых известных упражнений является «Ухо – нос». Ребенок должен одной рукой взяться за нос, а правой – за ухо на той же стороне тела. По сигналу воспитателя нужно хлопнуть в ладоши и сменить руки (теперь другая рука держится за «свое» ухо, а вторая касается носа).

В упражнении «Колечко» образуют кольцо из большого и поочередно всеми другими пальцами. Пальцы перебираются многократно в прямом и обратном порядке. Начинающие выполняют такую тренировку отдельно правой и левой, опытные ученики – обеими руками сразу.

«Ладонь-ребро-кулак» – еще одно известное упражнение, при котором ребенок должен последовательно сменять три указанных положения руки на поверхности парты или стола. В «разложенном» положении руку кладут на стол ладонью на парту, на ребро и в кулак она ставится так, чтобы мизинец находился внизу. Выполнять тренировку нужно сначала каждой рукой поочередно, затем обеими руками одновременно. Полный цикл смены положений нужно повторить 8-10 раз.

В завершении упомяну ИКТ – технологии, без которых сейчас не обходится ни одна из сфер жизнедеятельности. «Информационно-коммуникативные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

1. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

2. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.

3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

5. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы.

6. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.

На данный момент существует множество программ и сайтов для создания различных дидактических игр – это пазлы, тесты, презентации, последовательность событий и другие. Наиболее популярная программа для педагогов – программа компании Microsoft – PowerPoint; создание виртуальной книги – сайт www.storyjumper.com; сервис EMAZE – создание мультимедийных онлайн презентаций; создание интерактивных плакатов и тестов – Google аккаунт.

Современные педагогические технологии и их регулярное использование в непосредственной образовательной деятельности педагога гарантируют успешное усвоение программы дошкольного образования, вызывают активный интерес ребенка к заданиям и способствуют развитию творчества и мышления.
Ноябрь 2022