Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Ковешникова Наталья Геннадьевна
воспитатель
Николаева Наталья Анатольевна
педагог-психолог
МБУ "Школа № 86" СП Детский сад "Веста" г. о. Тольятти

В настоящее время в нашей стране активно реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.

Наш опыт показывает, что цифровые технологии
являются незаменимым помощником для развития детей с ОВЗ. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Применение цифровых технологий
вдохновляют к овладению новыми знаниями, значительно расширяют возможности предъявления информации, позволяют усилить мотивацию ребенка с ОВЗ. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

Использование цифровых технологий в различных видах деятельности, как в совместной, так и в самостоятельной, являются одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона у ребенка с ОВЗ. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении увеличивает скорость передачи информации детям и повышает уровень ее понимания.

В своей практике мы используем мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении образовательной деятельности. При объяснении нового материала изображение выводятся на экран. Встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у детей выстраивается логическая цепочка, развивается ассоциативная память. В процессе создания презентации мы иногда привлекаем дошкольников с ОВЗ, используем фото их продуктивной деятельности. Тем самым превращаем детей в субъект образовательной деятельности. Такой цифровой продукт сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие трудной для детей информации. Просматривая презентацию, дети с ОВЗ быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в одно целое.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и мощным техническим средством обучения, и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. В игре на компьютере ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением. В ходе подобной деятельности у дошкольника развиваются теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, творческие способности, т.е. те процессы и навыки, которые трактует нам Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Еще один мощный инструмент цифровых технологий – интерактивная доска и интерактивные игры, созданные нами для развития памяти, воображения, мышления и других психических процессов детей с ОВЗ. Мы пользуемся такими возможностями интерактивной доски в работе с детьми, как:арт-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков; игры-путешествия и многие другие.

В нашем саду используются следующие формы работы с детьми с ОВЗ:

Индивидуальная (ноутбук, компьютер, интерактивная доска)

В этом случае каждый ребенок играет один на один с компьютерным персонажем. Педагог только сторонний наблюдатель и помощник. Этот вариант представляет оптимальные возможности для проведения мониторинговых срезов, индивидуальной диагностики. Позволяет ребенку с ОВЗ работать в индивидуальном оптимальном темпе.

Подгрупповая (ноутбук, компьютер, ЖК – телевизор, проектор, интерактивная доска)

В подгруппе дети высказывают предположения и проверяют их, используя мышку, или в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила.

Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным партнером детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).

Фронтальная (ноутбук, компьютер, ЖК – телевизор, проектор, интерактивная доска, интерактивный кабинет)

Коллективное участие детей с ОВЗ в играх способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор.

Таким образом, грамотное использование цифровых технологий в деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ помогает взрослым повышать мотивацию познавательного обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащает детей знаниями и представлениями; повышает качество знаний; психологически облегчает процесс усвоения материала; помогает преодолевать трудности; расширяет общий кругозор детей; позволяет работать в зоне ближайшего развития; активизирует разные каналы восприятия и вносит радость в жизнь ребенка.
Ноябрь 2022