Олейник Жанна Михайловна
учитель-логопед
Бибикова Елена Николаевна
учитель-логопед
МБОУ "Начальная школа-детский сад № 8", г. Белгород
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования работа с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) выделена приоритетным направлением.
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает сложенную работу воспитателя, учителя-логопеда и педагога-психолога по выполнению рекомендаций.
Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:
· моделирование
· мнемотехника
· технология обучения детей составлению сравнений
технология обучения составлению загадок
- сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
1. артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- логоритмика
- творческие рассказы
- игры-драматизации, инсценировки
- пересказ
- рассказ по картине
- составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)
· рассказы детей из опыта
· творческое рассказывание
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.
Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.
Для развития речи детей дошкольного возраста используется сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
-Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
-Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
-Снижение уровня агрессивности и тревожности.
-Обучение преодолению страхов и трудностей.
-Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика.
Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов работы с детьми с ОВЗ.
Литература:1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. — М.: Дрофа, 2007. — 213 с.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 225 с.
3. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14
учитель-логопед
Бибикова Елена Николаевна
учитель-логопед
МБОУ "Начальная школа-детский сад № 8", г. Белгород
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования работа с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) выделена приоритетным направлением.
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает сложенную работу воспитателя, учителя-логопеда и педагога-психолога по выполнению рекомендаций.
Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:
· моделирование
· мнемотехника
· технология обучения детей составлению сравнений
технология обучения составлению загадок
- сказкотерапия (сочинение детьми сказок),
1. артикуляционная и пальчиковая гимнастика
- логоритмика
- творческие рассказы
- игры-драматизации, инсценировки
- пересказ
- рассказ по картине
- составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)
· рассказы детей из опыта
· творческое рассказывание
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.
Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.
Для развития речи детей дошкольного возраста используется сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
-Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
-Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
-Снижение уровня агрессивности и тревожности.
-Обучение преодолению страхов и трудностей.
-Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика.
Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов работы с детьми с ОВЗ.
Литература:1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. — М.: Дрофа, 2007. — 213 с.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 225 с.
3. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14