Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Егерева Елена Алексеевна
воспитатель
ДО ГБОУ школы № 489, г. Санкт-Петербург

В современном мире, наполненным обилием смартфонов, планшетов, компьютеров и других гаджетов, дети быстрее развиваются. Но, используя гаджеты, детям не нужно использовать речь и моторные навыки, в последствии чего у них ослабляются моторные навыки и развивается бедность речи. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к нарушениям функций организма. С помощью кинезиологических упражнений можно избежать развития таких проблем.

И так, что же такое кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения, которые направлены на активизацию межполушарных связей. А развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Тесная взаимосвязь мозговой и физической деятельности человека была замечена ещё в древности. Регулярно выполняя определённые упражнения, можно непосредственно воздействовать на развитие мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект. И чем интенсивнее нагрузка. Тем значительнее эти изменения.

Использование кинезиологических упражнений способствует:

Укреплению здоровья;

Синхронизируют межполушарные связи;

Повышению тонуса мышц;

Снижению усталости, утомляемости и раздражительности;

Повышению концентрации и умственной работоспособности;

Повышению памяти;

Развитию речи, пространственного представления, воображения;

Улучшению психоэмоционального состояния;

Улучшению внимания и мышления;

Понижает чрезмерную активность.

Существует целый комплекс таких упражнений:

1. Растяжка (нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата);

«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2. Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность);

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное воздействие и повышают энергетизацию организма);

«Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

4. Телесные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажиы);

Упражнение «Ухо -нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

«Перекрестное марширование»

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой (или локтем) по противоположной ноге (коленке). Сделать шесть пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать шесть пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

5. Упражнения на тренировку тонких движений пальцев рук (стимулирую речевые зоны головного мозга):

Упражнение «Дорожка»

Соединять большой палец левой руки и указательный палец правой руки, большой палец правой руки указательный палец левой руки, и менять местами указательные и большие пальцы.

Упражнение «Знакомство»

Соединяем все пальчики, ладошки положить друг к другу. Большой палец правой руки с большим пальцем левой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т.д. поочередно, начиная с большого пальца разводим и соединяем пальчики.

6. Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению и снятию напряжения).

«Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7. Массаж (Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове)

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10 Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох.

Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Условия для результативности использования кинезиологических упражнений:Требуется точное выполнение движений и приёмов, поэтому лучше сначала проработать упражнения самостоятельно, а после индивидуально с каждым ребёнком;

Упражнения проводятся ежедневно, перед или вовремя занятий, на утренней гимнастике, в совместной деятельности, после сна, во второй половине дня;

Каждое упражнение делается от 30 сек до минуты;

Упражнения должны быть сделаны как на правую, так и на левую сторону;

Упражнения лучше выполнять во время отдыха детей, в доброжелательной обстановке;

Выполняя упражнения со своими воспитанниками, я отметила, что у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, улучшилась способность к обучению, улучшилась мелкая моторика и у них снизилась утомляемость.

Так как кинезиологические упражнения не требуют никаких затрат, и она настолько проста в применении, что её можно использовать в любой ситуации, с любого возраста при главном условии: подбирать упражнения от «простого» к «сложному».
Ноябрь 2022