Конференции

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Перов Сергей Алексеевич
преподаватель
ГБПОУ ПК № 18 Митино г. Москва

В настоящее время актуальность проблемы формирования эффективных воспитательных методик в деятельности куратора в системе среднего профессионального образования определяется принятием Федерального закона № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года. Внесенные в закон изменения значительно расширяют понятие «воспитание» под которым понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].

В становлении будущего специалиста, в деле привития интереса к профессии немаловажную роль играет классный руководитель (куратор, наставник). Куратор (от лат. curator – попечитель) – это педагог, осуществляющий организационно-воспитательную деятельность, направленную на всестороннее личностное развитие каждого члена студенческой группы. Куратор целенаправленно содействует процессу воспитания студентов, формированию положительного опыта в различных ситуациях.

Главные задачи классного руководителя: организовать воспитательную работу в группе на основе самоуправления в коллективе; развивать социальную активность студентов, гражданственность, ответственность; вырабатывать у студентов умения анализировать ситуации в коллективе, ставить задачи коллективной деятельности, планировать работу коллектива, организовывать деятельность, осуществлять контроль и оценку её результатов, формировать здоровые межличностные отношения, нравственно-психологический климат коллектива [2].

Внедрение в педагогическую практику «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» актуализирует задачу объединения усилий по взаимодействию в реализации единой государственной политики в области воспитания, определению сущностных характеристик современного воспитательного процесса, обмену инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки детей в трудной жизненной ситуации [3]. Неслучайно роль преподавателя, классного руководителя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам первокурсникам адаптироваться в учебном заведении, ознакомить ребят с традициями учебного заведения в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.

В воспитательной деятельности куратор должен руководствоваться основными функциями куратора группы в системе СПО:

1. информационно-коммуникативная функция характеризуется развитием и регулированием межличностных отношений, обучающихся группы; оказанием помощи в адаптации к обучению и социализации в коллективе учреждения СПО; содействию в построении благоприятного эмоционально-психологического климата в учебной группе; получением студентами необходимой им информации относительно учебной деятельности и внеучебных мероприятий;

2. организационно-координирующая функция характеризуется организацией и стимулированием деятельности обучающихся в группе; поддержанием связей семьи (родителей или законных представителей) и учреждения СПО; организацией индивидуальной работы с обучающимися;

3. аналитическая функция, характеризующаяся изучением индивидуальных особенностей, обучающихся; выявлением специфики и определением динамики развития коллектива группы; диагностико-коррекционной работой;

4. воспитательная функция, характеризующаяся всесторонним развитием личности будущего профессионала, гражданина, семьянина;

5. прогностическая функция характеризуется прогнозированием результатов воспитательной деятельности; построением модели/плана воспитания в группе, соответствующей воспитательной программе учреждения СПО в целом [4].

С 5 сентября 2022 года во всех учреждениях среднего профессионального образования начала реализовываться новая федеральная инициатива «Разговоры о важном». Цель данной инициативы – пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения [5].

В связи с этим в воспитательной деятельности куратора стали более активно провялятся такие направления воспитания как: нравственно-патриотическое и духовное воспитание. В настоящее время данные направления являются приоритетными в формировании личности студента, т.к. в эпоху информационного общества и цифровизации всех аспектов жизни человека качество и достоверность информации, получаемой молодежью из интернета вызывает вопросы, и даже опасения у родителей и педагогов. В рамках новой инициативы решение данной проблемы заключается в диалоге студентов и куратора, во время которого каждый студент может выразить свою точку зрения на волнующую тему, либо же сформировать ее правильным образом, если до этого четкой позиции не имел.

В заключении важно отметить, что в настоящее время кураторская деятельность переживает серьезные изменения. Воспитательная функция и, в частности, нравственно-духовное и патриотическое воспитание становятся основными в деятельности куратора СПО. В тоже время, нельзя забывать, что только системность и непрерывность воспитательного процесса способствуют самоопределению обучающихся, их разностороннему развитию и формированию собственного мировоззрения.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

2. Кулешова И. А. Особенности воспитательной работы классного руководителя в техникуме //Братский целлюлозно-бумажный колледж, 2021. – 343-349 с.

3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/ - (дата обращения 04.11.2022).

4. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / В.П. Жуковский, С.В. Шанин, М.А. Ерофеева и др. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 84 с.

Рекомендации к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном» - [Электронный ресурс] - https://apkpro.ru/razgovory-o-vazh nom/- (дата обращения 04.11.2022).
Ноябрь 2022