Конференции

УРОК ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Попова Ирина Валерьевна
преподаватель
Государственное профессиональное образовательное учреждение "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова, г. Сыктывкар

Аннотация. В статье раскрыта специфика обучения игре на фортепиано в условиях дистанционного обучения. Описаны формы организации учебного процесса, представлены ссылки на видеозаписи предлагаемых вариантов работы. Данная информация будет полезна преподавателям фортепиано в ДМШ, ДШИ, ДХШИ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный процесс, урок фортепиано, формы работы.

Преследуя одну из главных целей хореографического отделения – воспитание разносторонне развитой личности, профессионала в сфере хореографии, в учебный план отделения включены такие музыкальные дисциплины как «Основы музыкальной грамоты», «Ритмика», «Музыкальная литература» и «Основы игры на фортепиано».

Связь между музыкой и физиологией давно всем известна. Уроки фортепиано создают все предпосылки для здорового формирования организма человека. Сейчас учёными-физиологами доказано, тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, формируют у воспитанника усидчивость и умение концентрировать внимание.

В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) и переходом на дистанционное обучение возникли следующие вопросы:

- Как адаптировать «живой» урок фортепиано для дистанционного учебного процесса?

- Какие методы работы будет эффективны для того, чтобы ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей обучающихся?

Цель данного материала: раскрыть опыт проведения урока фортепиано в формате дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [2, с.17].

Дистанционное обучение делится на формы в зависимости от того, насколько требуется участие преподавателя в процессе. Всего выделяется 3 формы такого обучения [3].

Синхронное обучение – обучение проходит с помощью онлайн-уроков, которые проводит преподаватель по заранее оговоренному расписанию. Эта форма обучения наиболее близка к привычному, традиционному обучению, где преподаватель передает материал учащимся в режиме реального времени.

Синхронная форма обучения решает одну из проблем дистанционного обучения – отсутствие эмоционального контакта между преподавателем и обучающимся. Живое общение (пусть и онлайн) на уроках мотивирует и поддерживает обучающихся, облегчает для них усвоение материала. Преимущества синхронного обучения ещё и в том, что преподаватель контролирует процесс и вносит дисциплину, каждый ученик может получить индивидуальную обратную связь и разъяснить для себя непонятные моменты, что в общем счете делает такое обучение достаточно качественным.

Синхронное обучение возможно только при наличии скоростного интернета, как у преподавателя, так и у ученика, а также при наличии дома у обучающегося музыкального инструмента (фортепиано).

Асинхронное обучение. Эта форма обучения базируется на самостоятельной работе обучающегося, когда ученики изучают материал и сдают тесты или видеозаписи своих работ к определенному сроку (времени).

Знания передаются в форме видео-лекций или видеоуроков, статей, презентаций и других материалов, которые ученик изучает в удобное для него время и из удобного места.

Основная задача преподавателя при обучении в такой форме – это проверка заданий, отправление обратных связей и оценивание работ обучающегося.

Асинхронная форма обучения предполагает большое количество самостоятельной работы без общения «в живую» с преподавателем. Отсутствие эмоционального контакта является одним из недостатков асинхронного обучения.

Как вариант дистанционного обучения такая форма подходит для детей, у которых плохое интернет-соединение.

Смешанное обучение – сочетает в себе элементы синхронной и асинхронной форм обучения. Часть урока ученик изучает самостоятельно и закрепляет знания с помощью автоматических тестов, кроссвордов тогда, когда ему это удобно. Оставшуюся часть он проходит под руководством преподавателя в онлайн режиме, который помогает освоить тонкости предмета, корректирует ошибки и дает обратную связь.

Для проведения урока в онлайн формате преподавателю необходимо решить ряд задач [1]:

1. Информировать родителей учащихся о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том числе ознакомить с расписанием занятий проведения дистанционных уроков.

2. Узнать у родителей учащихся их технические возможности и исходя из этого, выбрать, удобный вариант занятий.

3. Выбрать приложение – мессенджер, где будет проводиться дистанционный урок.

4. Корректировать расписание занятий в соответствии с учебным планом по предмету в рамках рабочего времени, учитывая гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, установленные Санитарными правилами СП 2.4.3648-20[1].

5. Информировать учащихся о расписании индивидуальных дистанционных уроках.

6. Подготовить и распределить учебный материал, который позволит осуществить полный педагогический процесс в дистанционном формате.

7. Вести учёт результатов образовательного процесса.

8. Вести контроль и оценку самостоятельной работы учащихся.

Опыт неоднократного вынужденного выхода на дистанционное обучение позволил определить наиболее оптимальные формы организации обучения и проверки домашнего задания:

1. Онлайн урок

Если у ученика есть доступ к Интернету, то урок можно провести по подобию офлайн урока (ученику необходимо установить камеру так, чтобы преподавателю были видны руки ученика).

Домашнее задание можно проверить непосредственно во время онлайн урока. Другой вариант – ученик получает домашнее задание на уроке, выполняет его до определённого срока (делает видеозапись) и отправляет его преподавателю для проверки во внеурочное время.

Варианты работы с видеозаписью домашней работы:

· Преподаватель просматривает видеозапись и указывает на неточности.

Преподаватель просматривает видеозапись, проверяет домашнее задание и, если есть неточности в разборе текста (неправильно сыграна нота, штрих, неверная аппликатура), преподаватель может отправить ученику SMS сообщение с указанием на неточности, или сделать фото нотного текста, где будут выделены карандашом места для более внимательного изучения и отправить его в чате (см. рис. 1).



Рис. 1. Пример нотного текста с выделенными местами ошибок.

Или если есть замечания, которые касаются звукового и динамического оформления произведения в виде фразировки и динамических оттенков, преподаватель делает видеозапись, на которой объясняет и показывает (исполняет) за инструментом нужную фразировку и динамику[2].

· Преподаватель проверяет видеозапись и предоставляет возможность ученику самому найти ошибки.

Преподаватель проверяет видеозапись с домашним заданием и отправляет её обратно ученику для самоанализа, предварительно задав наводящие вопросы. Например: «Найди место, где прозвучала фальшивая нота»; «В каком месте в партии правой (левой) руки неточная аппликатура?»; «Где произошло замедление (ускорение) и почему?» и др.

2. Видеоурок

При разучивании нового теоретического материала, упражнений (гамм), преподаватель записывает видео, где подробно, сидя за фортепиано (если это необходимо), объясняет все нюансы (аппликатуру, движение рук, положение кисти, подкладывание первого пальца и т.д.), связанные с изучением темы и отправляет запись урока ученику для изучения[3].

3. Аудиозапись

Разучивая новую пьесу с учеником, преподаватель сам делает аудиозапись произведения (или находит её в Интернете) и предлагает ученику выполнить следующие задания для отработки навыков:

- Петь мелодию во время её звучания, соблюдая динамические оттенки;

- Прослушав пьесу, провести анализ динамического соотношения мелодии и аккомпанемента произведения, постараться добиться идеального соотношения при игре.

- Обратить внимание на конкретное место, где, например, мелодия переходит из правой руки в левую, и т.д.

При работе с ансамблями, преподаватель делает аудиозапись второй партии (личное исполнение или находит в интернете) и отправляет её ученику, для дальнейшей работы с ней. Используя данный вид работы, ученик, учится слушать партию второго ученика, отрабатывается слаженность ансамблевой игры[4].

4. Игра на поверхности стола (на мнимой клавиатуре) – это неплохой способ отработки навыков для детей, у которых нет дома музыкального инструмента. Дети распечатывают из Интернета (рисуют) клавиатуру фортепиано в диапазоне 3-х, 4-х октав, закрепляют её на столе. Таким образом, несмотря на отсутствие инструмента, дети учатся взаимодействовать с нотным текстом (переносить его на клавиатуру), играть ритмично, верными штрихами и аппликатурой.

Ученику для работы предлагаются пьески подготовительного или первого года обучения. Ему необходимо сначала сделать устный анализ произведения (размер, ключевые и случайные знаки, регистр, штрихи и т.д.), а затем исполнить данную пьесу со счётом вслух или с названием нот[5].

Работа может проводиться в формате онлайн урока или с помощью видеозаписи. Если урок проходит в формате онлайн урока, то преподаватель может играть на фортепиано одновременно с учеником для того, чтобы он мог услышать сыгранные (на мнимой клавиатуре) им звуки. Если нет возможности провести урок в онлайн формате, преподаватель может сделать аудиозапись этих пьес для того, чтобы ученик мог слышать мелодию при игре на мнимой клавиатуре.

5. Исполнение ритмических партитур

Если у ученика нет ни инструмента, ни мнимой клавиатуры, можно предложить ему исполнить ритмическую партитуру («ладоши на столе», руки + ноги) пьесы со счётом вслух. Это способствует закреплению теоретических знаний (длительности, паузы, штрихи), развитию умения грамотно читать нотный текст (с точки зрения его ритмической составляющей) и координировать свои движения[6].

6. Решение кроссвордов, тестов с
помощью Google форм при повторении и изучении теоретического материала[7].

7. Для развития кругозора ученика преподаватель отправляет ему ссылки на онлайн концерты, выставки.

Итак, для успешного дистанционного обучения необходимы, прежде всего, доступность электронных каналов связи между учеником и учителем: устойчивость связи, быстрая скорость интернета, хорошее качество видео и аудио-ряда в процессе проведения уроков.

Добавим к вышеперечисленному возможность\невозможность создания условий для занятий фортепиано: выделить комнату, приобрести инструмент.

Для детей с низкой мотивацией, у которых не сформированы навыки самостоятельной работы, такие занятия малоэффективны. А первые уроки по фортепиано, когда знакомство с педагогом только начинается, когда идет процесс постановки руки, дистанционно проводить нельзя. В такой ситуации ребенок может полагаться только на тот технический багаж, который был им приобретен ранее на «живых» занятиях.

В целом, онлайн-уроки в фортепианной педагогике возможны, но или как вынужденная мера в период самоизоляции, или как вспомогательный, расширяющий возможности обучения и кругозор ученика инструмент. Онлайн уроки не могут выступать в качестве основы, от которой напрямую зависит успешность обучения ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Письмо Министерства Просвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

Формы дистанционного обучения: достоинства и недостатки [Электронный ресурс]. – URL: https://antitreningi.ru/info/e-learning/formy -distancionnogo-obucheniya/ (дата обращения – 18.10.2022).

[1] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» (в ред. от 21.03.2022 № 9).

[2] См. видеозапись: https://drive.google.com/file/d/1DTRnJGBar5RHT7Q4ujyqRHlpsnidppH4/view

[3] См. видеозапись: https://drive.google.com/file/d/1DFMgA3AMAbZcMA-3AjqEqHT7VDPToipy/view

[4] См. видеозапись: https://drive.google.com/file/d/1gpqWWsYMxk2AjyDWeFzRUgFIrblcZfu8/view

[5] См. видеозапись: https://drive.google.com/file/d/18146izWW1OjSzkE_M2IXU47wa3cLT-RS/view

[6] См. видеозаписи: https://drive.google.com/file/d/1iKzTXl5NNW9VX_ZD9362ITxtEARW-0eD/view; https://drive.google.com/file/d/1kVSsLCVMj9aVeLMqn-F1pToF85iNPFYd/view?usp=sharing

[7] Пример тестовых заданий для 6 класса «Музыкальные термины»: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSff0Td6mzoOPJr0vCLTwxmeki822nZz_z67kN7FVJY_4d0G4g/viewform
Ноябрь 2022