Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Олейник Жанна Михайловна
учитель-логопед
Бибикова Елена Николаевна
учитель-логопед
Еремина Ольга Владимировна
педагог-психолог
МБОУ "Начальная школа-детский сад № 8" г. Белгород

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к учителю-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для речевого развития ребенка сензитивный период упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной.

Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.

Ранний возраст является наиболее важным сензитивным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ее развитие.

Дошкольнику, а особенно в раннем возрасте необходимо развивается в специально организованной деятельности (игровой, трудовой, бытовой или повседневной под руководством педагога), которая предполагает организацию речевой предметно- развивающей среды. Это одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

Предметно- развивающая среда детей раннего возраста должна:

• Побуждать детей к активной речи;

• Удовлетворять потребность малыша в движении;

• Формировать положительный эмоциональный настрой;

• Отвечать эстетическим требованиям;

Предполагать условное зонирование группового помещения;

• Быть динамичной и мобильной.

Речевая предметно- развивающая среда:

• Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и

самостоятельной деятельности;

• Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

• Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.

Для развития речи детей раннего возраста в группах должны быть предусмотрены зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.

Книжный уголок:

Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки).

В уголке должны быть представлены следующие виды книг:

• книги со знакомым сказкам, потешками;

• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);

• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;

• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);

• книжки-раскладушки.

Уголок речевого развития включает:

• наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;

• картотека игр по звуковой культуре речи;

• картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;

• картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

• картотека упражнений дыхательной гимнастики;

• картотека пальчиковых игр;

• картотека логоритмических игр;

• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;

• картотека словесных дидактических игр;

• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);

• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).

Уголок сенсомоторного развития:

• вкладыши разной формы,

• сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,

• разные виды мозаик,

• пирамидки,

• настольно-печатные игры;

• настенные панно

и напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики.

Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Музыкальный уголок включает:

• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);

• шумовые инструменты, изготовленные своими руками

• звучащие игрушки (говорящие, поющие).

Театральный уголок различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, маски для игр-драматизаций, куклы би-ба-бо, разнообразные фланелеграфы.

Игровой уголок включает:

• дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто голос подает?», «Угадай, чей дом?» идр.

• игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши, шишки и др.)

• игрушки-шнуровки разного вида («Шнурочки», «Застегнём кукле рубашку» идр.,

• крупный и мелкий строительный материал для строительно –конструктивных игр;

• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

• кукольная мебель для комнаты и кухни;

• атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы».

Особую роль в развивающей среде занимают современное развивающее оборудование: игровой набор Фребеля, развивающий планшет, игровой набор Воскобовича, песочный планшет, игровые развивающие панели, интерактивный развивающий стол.

Создавая предметно- развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;

• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает:

• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

Грамотно созданная речевая развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей раннего возраста естественное желание "разговаривать», позволяет педагогам реализовать различные метода и приемы в речевом развитии, вызывает чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.
Ноябрь 2022