Конференции

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ БАЛАЛАЙКИ

Галецкая Елена Николаевна
преподаватель
ГБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Формирование гражданско-нравственных ценностей является одной из актуальных проблем современности в виду того, что ученые России и других стран отмечают ситуацию падения нравственных устоев. Особенно важным в свете данной проблемы является гражданское, духовно-нравственное и культурное становление личности школьника, чему посвящено немало трудов отечественных педагогов, социологов, культурологов, философов.

Важным моментом гражданско-нравственного воспитания является формирование патриотизма, под которым понимается духовно-нравственное чувство, соединяющее любовь к Родине, родному краю (малой Родине), с любовью к Отечеству, государству. Интерес и уважение истории своего народа, бескорыстное служение Отечеству, готовность к защите ценностей своей страны – все эти качества являются проявлением патриотизма. Государство должно включать различные мероприятия, направленные на формирование чувства патриотизма, в систему воспитания и образования своих граждан на всех ее этапах, начиная с дошкольного образования и заканчивая воспитанием взрослого населения.

Процесс обучения носит воспитательный характер. Преподаватель не только передает школьникам знания, умения и навыки, но и выступает перед ними в роли транслятора социокультурного опыта, формирования у школьников ценностных ориентаций, их мировоззрения. Программы дополнительного образования детей имеют очень высокий воспитательный потенциал. Патриотическое воспитание является процессом усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования нравственного отношения к государству, в котором живет ребенок [2, с. 170]. ДМШ, ДШИ и различные дома творчества призваны повышать культуру обучающихся по средствам приобщения их к разным видам искусств. В документе «Основы государственной культурной политики» подчеркивается: «На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене» [4, с. 23]. Обучение игре на русских народных музыкальных инструментах в полной мере отвечает цели патриотического воспитания.

Балалайка – самый известный в настоящее время русский народный инструмент, который, наряду с гуслями и гармонью, стал одним из символов музыкального творчества русского народа. Начиная обучение игре на балалайке, юные музыканты должны понимать значение данного инструмента для русской культуры, для сохранения национальной самобытности. Ведь в руках у ребенка оказывается русский народный инструмент, и значит, на юного исполнителя также возлагается миссия по продолжению развития исполнительского искусства игры на балалайке, по распространению традиционной культуры в массы. Преподавателю необходимо на первых занятиях провести с обучающимся беседу о происхождении балалайки, об историческом развитии этого инструмента.

Организация процесса патриотического воспитания среди обучающихся должна характеризоваться систематичным и комплексным подходом, являясь неотъемлемым компонентом национальной политики воспитания подрастающего поколения. В классе балалайки процесс патриотического воспитания обучающихся может быть реализован посредствам следующих направлений и форм педагогической деятельности:

- продуманная репертуарная политика;

- участие обучающихся в концертах, имеющих национальную, историческую тематику;

- участие обучающихся в памятных и мемориальных событиях и акциях;

- участие обучающихся в военно-патриотических мероприятиях.

В условиях образовательного процесса на уроках балалайки становление представлений о любви к Родине, к Отечеству происходит через знакомство с музыкальными произведениями, которые исполняют обучающиеся. Основу репертуара балалаечника составляют мелодии народных песен и танцев, обработки традиционных напевов. А воспитание патриота основано на освоении народной культуры, на познании духовных ценностей своего народа [1, с. 10].

Репертуар для балалайки стал активно складываться с середины XX столетия, что связано с деятельностью педагогов-балалаечников московской, уральской, а позже и петербургской школы игры на балалайке.

П. И. Нечепоренко сумел создать балалаечный репертуар, отвечающий специфике инструмента. Его «Школа игры на балалайке» построена в основном на материале народных песен – русских, реже украинских, белорусских [4]. Напевы даются в авторской обработке, а также в обработках Н. Фомина, В. Насонова и др. При работе с обучающимися над исполнением народных песен («Светит месяц», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла», «Во сыром бору тропина», «Девицы-красавицы», «Как у наших у ворот», «Я на камушке сижу» и др.) преподавателю необходимо указывать на их жанровую принадлежность (плясовые, лирические, былины, хороводные, шуточные). Песни даются в «Школе игры на балалайке» без текста, и подтекстовка их напевов поможет выявить содержание, а значит и характер мелодии, а также лучше и быстрее запомнить песни. Знакомство с русским фольклором посредствам исполнения песен на балалайке способствует приобщению обучающихся к данному пласту музыкальной культуры своей страны. Кроме того, песни в хороших обработках профессиональных исполнителей-балалаечников являются благодатным материалом для освоения первоначальных навыков игры на инструменте, техники двойных нот, арпеджио, аккордов, развития техники правой и левой рук, то есть всех элементов исполнительского аппарата балалаечника. Талантливым композитором, автором обработок и переложений народных песен также является исполнитель-балалаечник А. Б. Шалов.

В репертуар обучающихся-балалаечников также должны входить переложения произведений русских композиторов XIX (М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и др.) и XX веков (Д. Кабалевский, Г. Свиридов, В. С. Калинников, А. Жилинский и др.). Сочинения этих выдающихся композиторов, как создателей русской профессиональной музыки, должны исполняться и на балалайке. Преподавателю стоит проводить с обучающимися небольшие беседы о значении русских композиторов, об их вкладе в культуру своей страны. Недопустимо, чтобы обучающиеся не знали ничего об авторах произведений, которые они исполняют. Если о композиторах XIX века школьники, как правило, знают какие-то сведения из курсов слушания музыки и музыкальной литературы, то об авторах XX века часто не имеют никаких представлений. Преподавателю можно показать обучающемуся портрет композитора или известного исполнителя-балалаечника, рассказать интересный эпизод из его жизни, посмотреть интересную видеозапись по интересуемой теме.

Неотъемлемой частью творческой жизни школ является проведение концертов исторической, национальной тематики, на которых принимают участие обучающиеся разных классов, в том числе исполнители- балалаечники. Это может быть мероприятие, посвященное творчеству какого-либо композитора, например, основоположника русской музыки М. И. Глинки, тематический вечер «Балалайка – душа русской музыки», «Сказанья старины глубокой» или «На сцене русские народные инструменты» и др. Выстроенный сценарий поможет участникам концерта погрузиться в необходимую атмосферу, почувствовать себя сопричастным к историческим событиям страны. Большую роль для патриотического воспитания играет проведение концертов, посвященных «Дню Победы», «Дню России» и другим памятным датам. Музыкальные произведения, которые на них исполняются, не обязательно должны иметь соответствующую направленность, это могут быть и детские пьесы. Природа самой балалайки относит инструмент к национальным символам России.

Обучающихся класса балалайки необходимо вовлекать в участие общественно важных дел, которые символизируют единство нации и народа (например, акция «Бессмертный полк»), привлекать к осуществлению деятельности, которая будет направлена на сохранение и приумножение традиций и культурных ценностей российского народа. Мероприятия, проводимые с обучающимися, должны приумножать их знания об истории России, своего города и региона, о символике государства и др. Обучающиеся должны владеть информацией о подвигах героев России во все времена, у них должно развиваться ответственное и добросовестное отношение к учебе и любому выполняемому делу. Обучение в ДМШ и ДШИ организовывает досуг школьников, который также будет направлен на формирование базовых ценностей.

Воспитание чувства патриотизма является одной из задач учреждений дополнительного образования детей. Обучение игре на русском народном инструменте – балалайке – представляет благодатную почву для введения патриотической направленности. Однако организация процесса патриотического воспитания должна быть основана на систематичном, комплексном подходе, который включает продуманную репертуарную политику и различные формы трансляции обучающимися традиционной русской культуры. Обучение игре на балалайке является важным компонентом национальной политики воспитания подрастающего поколения и содержит большой патриотический потенциал.

Список литературы:

1. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 2. – С. 10-13.

2. Гусев Д. А., Васильев К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1. – 80.1. с. 170-173.

3. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 1987. – 184 с.

Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 52, ч. 1. – Ст. 7753. – 74 с.
Ноябрь 2022