Шувалова Елена Николаевна
учитель информатики
МАОУ "СОШ № 18" г. Череповец
С самого начала в качестве школьного предмета информатика ставила задачу развивать мышление.
Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.
В рамках урока информатики педагог развивает индивидуальные особенности и качества мышления такие как: глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота.
Среди основных функций мышления выделяют следующие:
- установление всеобщих взаимосвязей;
- понимание сущности конкретного явления или предмета, как разновидности определенного класса явлений и предметов;
- обобщение свойств однородной группы явлений и предметов.
Значимость задачи развития аналитико-синтетической деятельности школьников с задержкой психического развития (ЗПР) связана с тем, что успешность её решения является важным условием полноты и адекватности познания учащимися окружающего мира. Несформированность основных мыслительных операций не позволяет школьникам в должной мере овладевать знаниями и может служить причиной не только школьной, но в дальнейшем и социальной дезадаптации их в современном информационном обществе.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
В целом, в рамках данной темы, для обучающегося с ЗПР, характерно:
- несформированность учебной мотивации;
- низкий уровень сформированности интеллектуальных умений (мыслительных операций) анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, аналогии;
- мозговая дисфункция;
- снижение познавательной деятельности;
- знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- интеллектуальная пассивность, неустойчивость внимания;
- без руководящего воздействия ребенок неорганизован, нецеленаправлен, беспомощен;
- критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам.
Но, не смотря на особенности учащихся с ЗПР, педагогу необходимо выполнять требования ФГОС ООО к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося.
Федеральные государственные образовательные стандарты потребовали, кроме усвоения предметных знаний, умений, навыков, ещё и овладения метапредметными знаниями, умениями, навыками, что вызвало массу интерпретаций как в науке, так и в практике.
Как свидетельствует всякий процесс обучения, предметные, межпредметные, общеучебные знания, умения и навыки - это определенная система, которую должен воспринять и усвоить обучающийся. Для восприятия нового он, как известно, использует уже имеющиеся знания в результате взаимодействия таких личностных качеств, как восприятие, мышление, память и др.
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию познавательных, в том числе логических универсальных учебных действий, которые включают в себя:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. В экспериментальных исследованиях раскрыта связь между мыслительными операциями анализа/синтеза и формированием понятий (обобщений).
Исследования показывают, что целенаправленное формирование мыслительных операций и соответствующих им понятий перестраивает мышление ребенка: систематизированный обобщенный опыт становится базой, опорными точками для осуществления мыслительных операций более высокого уровня (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, С.Л. Рубинштейн).
Таким образом, развитие аналитико-синтетической деятельности ложится в основу формирования понятий и соответствующих им действий через усвоение детьми знаний о содержании и структуре таких действий.
Формировать и развивать логическое мышление возможно следующими путями:
- научить учащихся выделять свойства предметов, различать общие и отличительные черты предметов, отличать существенные черты от несущественных;
- знакомить учащихся с признаками необходимыми и достаточными;
- научить приемам классификации и обобщения.
Условиями для развития логического мышления учащихся с ЗПР на уроках информатики являются:
- обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Важно не только убеждать учеников в необходимости умений осуществлять те или иные логические операции, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т. д.
- попытка школьника осуществить логическую операцию, пусть и неудачная, должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний;
- реализация личностно ориентированного подхода в формировании логического мышления. Таким образом, проблема формирования и развития мышления школьников в последнее время является основной задачей школы и становится все более актуальной.
ФГОС требуют обучения на основе системно-деятельностного подхода. В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит новая методология управления процессом познания, управления знаниями на основе системно-деятельностного подхода.
Поэтому, на уроках учитель должен организовать все виды учебно - познавательной деятельности. Он перестает быть информатором, и его педагогическая деятельность сводится не только к объяснению, но и к организации на уроках учебно-познавательной деятельности учащихся, в результате которой происходит усвоение знаний. Ученик при этом становится активным участником образовательного процесса.
В процессе своей деятельности учитель осуществляет выбор методов обучения на уроке и их логических вариантов. С самого начала работы по формированию у школьников логической культуры целесообразно применение учащимися таких учебных методов, как:
1. Метод самостоятельной работы школьников по решению и выполнению логических заданий и задач (решение логических задач, чтение занимательной логической литературы и т.д.).
2. Выполнение логико-исследовательских заданий.
3. Выполнение творческих работ (составление логических задач).
4. Выполнение упражнений на перенос логических методов в новую ситуацию и отработку логико-познавательных умений и навыков.
Формирование у учащихся логической культуры включает следующие виды деятельности:
1. Восприятие и усвоение знаний о формальной логике, излагаемых учителем.
2. Выполнение различных специальных логических заданий и задач на развитие логического мышления.
3. Специальная отработка на уроках информатики и математики общелогических способов и приёмов учебно-познавательной деятельности и использование этих способов и приёмов в процессе усвоения новых знаний.
4. Самостоятельное выявление своих логических ошибок и исправление этих ошибок.
Для деятельности учащихся характерны следующие формы работы:
1. Фронтальная работа класса по выполнению логико-познавательных заданий.
2. Выполнение групповых логико-познавательных заданий.
3. Выполнение индивидуальных логико-познавательных заданий на уроке и дома.
В этапах формирования умственных действий раскрыты учёными основные знания, умения и навыки умственного, интеллектуального развития учащихся, т. е. метапредметные (надпредметные) знания и умения - вычленять главное, анализировать, обобщать, классифицировать, абстрагироваться и т. д. Именно они - метапредметные знания и умения - обеспечивают становление мышления, развитие сознания и осознанности применения изучаемого материала в практической деятельности учащихся.
Поэтому, для развития логического мышления школьников с ЗПР при обучении информатике необходимо обеспечить комплекс дидактических условий, включающий в себя теоретически обоснованную систему принципов, требований, критериев и систему специально разработанных задач, который соответствует определенным требованиям:
1. Каждый урок должен начинаться с решения задач, направленных на активизацию внимания, памяти, воображения (актуализация знаний, умений или навыков).
2. Актуализацию конкретного умственного приема необходимо связывать с математическим объектом (задача, числовой ряд, схема- граф и т.п.).
3. Абстрагирование от конкретного содержания математической задачи должно предшествовать решению ряда задач с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
4. Развитие умственных приемов должно осуществляться в комплексе.
5. Развитие рефлексии является одним из определяющих факторов на уроке.
6. Вместе с обеспечением единства мотивационного, содержательного и операционного компонентов обучения, следует уделять внимание развитию интереса к предмету как наиболее важного мотива в мотивационной сфере ученика.
В процессе обучения должен соблюдаться принцип вариативности развития мышления, осуществляться индивидуальная траектория развития. На уроках информатики целесообразно практиковать разные приемы, чтобы формировать у детей критическое и логическое, творческое мышление. Наибольшего эффекта можно достичь в результате применения различных форм работы над задачей. Считаю также необходимым отметить, что учебный процесс следует организовать так, чтобы переходить от простых задач к сложным, использовать на уроке интересные задачи и задачи-шутки, числовые, геометрические головоломки, математические ребусы, кроссворды, инновационные формы взаимодействия учащихся между собой, различные интерактивные упражнения. Это способствует более высокому уровню усвоения материала учащимися. Во время проведения таких уроков наблюдается большая заинтересованность учеников, они активны, возбуждены, работают с удовольствием. Таким образом, задача учителя состоит в создании условий, при которых склонность детей к новому, нестандартному, желание самостоятельно решать поставленные задачи могут иметь развитие.
Анализ учебников информатики показывает, что наибольший потенциал для развития способностей учащихся в области информатики заложен в алгоритмизации и программировании. Нет сомнений в том, что данное направление является одним из наиболее важных способов развития определенных типов мышления Успешность решения задач, соответствующих этому направлению, является показателем способности к профессиональной деятельности в области информатики.
Безусловно, что при изучении других тем курса информатики педагоги также развивают мышление учащихся. Формально в обучении информатике используются положительные методы, реализованные в виде лабораторных занятий и практических занятий. В текстах этих работ не должны преобладать репродуктивные задачи, т.к. это не способствует развитию творческих способностей.
В ходе преподавания информатики я вырабатываю понятийное мышление, формирую базовые интеллектуальные качества, такие, как, уровень общей культуры, кругозор, эрудиция, любознательность, критичность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Для учащихся с ЗПР в этом вопросе требуется особый подход.
Специфика анализа вербального материала учащимися с ЗПР заключается в том, что понятия по большей части для таких детей выступают в виде «предпонятий», сложившихся на основе случайных конкретных представлений. Дети затрудняются выделять, определять существенные признаки понятий, дифференцировать их. Большинство заданий требуют адаптации.
На рисунке представлено задание на проверку знания основных понятий темы. Ребятам не приходится писать определения, а достаточно установить соответствие между понятием и его определением, продолжить фразу или вставить пропущенные слова.
Специфика словесно-логического синтеза учащихся с ЗПР состоит в низкой степени освоения умственных действий по установлению между объектами отношений последовательности, соподчинения, причины-следствия и других. Дети затруднялись в соотнесении важнейших признаков понятия, что приводит к неверному, искаженному синтезу, и в целом, неадекватному решению мыслительной задачи.
Специфичность наглядно-образного синтеза учащихся с ЗПР связана с неумением актуализировать образ предмета, мысленно трансформировать наглядные элементы в целостную структуру. Они затрудняются полноценно осмыслить образно представленное условие и вопрос задачи. Испытывают трудности при создании целостного образа на основе частей изображения, и наоборот, в выделении значимых частей образа. Другими словами, у учащихся недостаточно сформированы действия преобразования информации из одной формы в другую.
При выполнении умственных операций с образами дети затруднялись в построении целесообразной последовательности действий, позволяющих решить наглядно-образную задачу.
При рассмотрении темы «Информационные процессы» решаем задачи на кодирование информации (детям предлагается дешифровать слова, в которых буквы заменены на числа).
В связи с недоразвитием психических функций большинство заданий требуют адаптации. Так как дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей между явлениями и объектами я предлагаю задания, которые частично уже выполнены или дополнены наглядностью.
При изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» детям предлагаю работу с половицами (вспомнить, как звучат они в оригинале):
- компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру;
- компьютер памятью не испортишь;
- компьютер на столе не для одних только игр.
Недостатки синтеза не позволяют в полной мере соотнести условие и требование мыслительной задачи, установить необходимые отношения между выделенными анализом признаками и частями, выстроить систему последовательных действий по её решению. Затрудняясь выразить действие в слове, а слово перевести на язык действия, дети не могут полноценно осуществить многоэтапную деятельность по решению мыслительной задачи. В этом случае образы-представления детей отличаются фрагментарностью, а их использование оказывается непродуктивным. Разрыв между действием, словом и образом, у детей с ЗПР во многом объясняется неполноценностью мыслительных операций анализа и синтеза всех видов мышления.
Специфичность наглядно-образного анализа детей ЗПР заключается в недостаточной сформированности действий по выделению значимых деталей наглядно-образной задачи. Обнаруживается отсутствие умений дифференцировать, расчленять, дробить образ объекта, планомерно выделяя детали, признаки, отношения, выбирать из них существенные для решения задачи.
Тема «Преобразование логических выражений» трудна для понимания обучающихся с ЗПР. Поэтому, задания должны носить наглядно-действенный характер. Это связано с преобладанием у детей конкретно-действенного и наглядно – образного мышления над абстрактно-логическим.
Умение детей с ЗПР переводить информацию из одной формы в другую связано с умением анализировать и синтезировать отношения между объектами. На первых уроках при изучении основных элементов граф-схем (блок-схем) использую такой метод: даю детям пословицу, а они к ней должный построить граф:
- умный в гору не пойдет, умный гору обойдет;- куй железо, пока горячо.
В заключение отметим, что из того перечня предметных, метапредметных знаний и умений, которые мы здесь попытались раскрыть как система - знания, вытекает логически обоснованное требование: учитель должен научиться управлять формированием интеллектуальной, мыслящей личности на основе индивидуально-личностной детерминации мышления учащихся. Только развитие мета-предметных (мыслительных операций при изучении конкретных учебных предметов) знаний и умений учащихся при изучении конкретного предмета учебного плана позволит учителю на уроке развивать мышление и совершенствовать интеллект, формировать индивидуальную, мыслящую личность.
учитель информатики
МАОУ "СОШ № 18" г. Череповец
С самого начала в качестве школьного предмета информатика ставила задачу развивать мышление.
Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.
В рамках урока информатики педагог развивает индивидуальные особенности и качества мышления такие как: глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота.
Среди основных функций мышления выделяют следующие:
- установление всеобщих взаимосвязей;
- понимание сущности конкретного явления или предмета, как разновидности определенного класса явлений и предметов;
- обобщение свойств однородной группы явлений и предметов.
Значимость задачи развития аналитико-синтетической деятельности школьников с задержкой психического развития (ЗПР) связана с тем, что успешность её решения является важным условием полноты и адекватности познания учащимися окружающего мира. Несформированность основных мыслительных операций не позволяет школьникам в должной мере овладевать знаниями и может служить причиной не только школьной, но в дальнейшем и социальной дезадаптации их в современном информационном обществе.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
В целом, в рамках данной темы, для обучающегося с ЗПР, характерно:
- несформированность учебной мотивации;
- низкий уровень сформированности интеллектуальных умений (мыслительных операций) анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, аналогии;
- мозговая дисфункция;
- снижение познавательной деятельности;
- знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- интеллектуальная пассивность, неустойчивость внимания;
- без руководящего воздействия ребенок неорганизован, нецеленаправлен, беспомощен;
- критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам.
Но, не смотря на особенности учащихся с ЗПР, педагогу необходимо выполнять требования ФГОС ООО к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося.
Федеральные государственные образовательные стандарты потребовали, кроме усвоения предметных знаний, умений, навыков, ещё и овладения метапредметными знаниями, умениями, навыками, что вызвало массу интерпретаций как в науке, так и в практике.
Как свидетельствует всякий процесс обучения, предметные, межпредметные, общеучебные знания, умения и навыки - это определенная система, которую должен воспринять и усвоить обучающийся. Для восприятия нового он, как известно, использует уже имеющиеся знания в результате взаимодействия таких личностных качеств, как восприятие, мышление, память и др.
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию познавательных, в том числе логических универсальных учебных действий, которые включают в себя:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. В экспериментальных исследованиях раскрыта связь между мыслительными операциями анализа/синтеза и формированием понятий (обобщений).
Исследования показывают, что целенаправленное формирование мыслительных операций и соответствующих им понятий перестраивает мышление ребенка: систематизированный обобщенный опыт становится базой, опорными точками для осуществления мыслительных операций более высокого уровня (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, С.Л. Рубинштейн).
Таким образом, развитие аналитико-синтетической деятельности ложится в основу формирования понятий и соответствующих им действий через усвоение детьми знаний о содержании и структуре таких действий.
Формировать и развивать логическое мышление возможно следующими путями:
- научить учащихся выделять свойства предметов, различать общие и отличительные черты предметов, отличать существенные черты от несущественных;
- знакомить учащихся с признаками необходимыми и достаточными;
- научить приемам классификации и обобщения.
Условиями для развития логического мышления учащихся с ЗПР на уроках информатики являются:
- обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Важно не только убеждать учеников в необходимости умений осуществлять те или иные логические операции, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т. д.
- попытка школьника осуществить логическую операцию, пусть и неудачная, должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний;
- реализация личностно ориентированного подхода в формировании логического мышления. Таким образом, проблема формирования и развития мышления школьников в последнее время является основной задачей школы и становится все более актуальной.
ФГОС требуют обучения на основе системно-деятельностного подхода. В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит новая методология управления процессом познания, управления знаниями на основе системно-деятельностного подхода.
Поэтому, на уроках учитель должен организовать все виды учебно - познавательной деятельности. Он перестает быть информатором, и его педагогическая деятельность сводится не только к объяснению, но и к организации на уроках учебно-познавательной деятельности учащихся, в результате которой происходит усвоение знаний. Ученик при этом становится активным участником образовательного процесса.
В процессе своей деятельности учитель осуществляет выбор методов обучения на уроке и их логических вариантов. С самого начала работы по формированию у школьников логической культуры целесообразно применение учащимися таких учебных методов, как:
1. Метод самостоятельной работы школьников по решению и выполнению логических заданий и задач (решение логических задач, чтение занимательной логической литературы и т.д.).
2. Выполнение логико-исследовательских заданий.
3. Выполнение творческих работ (составление логических задач).
4. Выполнение упражнений на перенос логических методов в новую ситуацию и отработку логико-познавательных умений и навыков.
Формирование у учащихся логической культуры включает следующие виды деятельности:
1. Восприятие и усвоение знаний о формальной логике, излагаемых учителем.
2. Выполнение различных специальных логических заданий и задач на развитие логического мышления.
3. Специальная отработка на уроках информатики и математики общелогических способов и приёмов учебно-познавательной деятельности и использование этих способов и приёмов в процессе усвоения новых знаний.
4. Самостоятельное выявление своих логических ошибок и исправление этих ошибок.
Для деятельности учащихся характерны следующие формы работы:
1. Фронтальная работа класса по выполнению логико-познавательных заданий.
2. Выполнение групповых логико-познавательных заданий.
3. Выполнение индивидуальных логико-познавательных заданий на уроке и дома.
В этапах формирования умственных действий раскрыты учёными основные знания, умения и навыки умственного, интеллектуального развития учащихся, т. е. метапредметные (надпредметные) знания и умения - вычленять главное, анализировать, обобщать, классифицировать, абстрагироваться и т. д. Именно они - метапредметные знания и умения - обеспечивают становление мышления, развитие сознания и осознанности применения изучаемого материала в практической деятельности учащихся.
Поэтому, для развития логического мышления школьников с ЗПР при обучении информатике необходимо обеспечить комплекс дидактических условий, включающий в себя теоретически обоснованную систему принципов, требований, критериев и систему специально разработанных задач, который соответствует определенным требованиям:
1. Каждый урок должен начинаться с решения задач, направленных на активизацию внимания, памяти, воображения (актуализация знаний, умений или навыков).
2. Актуализацию конкретного умственного приема необходимо связывать с математическим объектом (задача, числовой ряд, схема- граф и т.п.).
3. Абстрагирование от конкретного содержания математической задачи должно предшествовать решению ряда задач с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
4. Развитие умственных приемов должно осуществляться в комплексе.
5. Развитие рефлексии является одним из определяющих факторов на уроке.
6. Вместе с обеспечением единства мотивационного, содержательного и операционного компонентов обучения, следует уделять внимание развитию интереса к предмету как наиболее важного мотива в мотивационной сфере ученика.
В процессе обучения должен соблюдаться принцип вариативности развития мышления, осуществляться индивидуальная траектория развития. На уроках информатики целесообразно практиковать разные приемы, чтобы формировать у детей критическое и логическое, творческое мышление. Наибольшего эффекта можно достичь в результате применения различных форм работы над задачей. Считаю также необходимым отметить, что учебный процесс следует организовать так, чтобы переходить от простых задач к сложным, использовать на уроке интересные задачи и задачи-шутки, числовые, геометрические головоломки, математические ребусы, кроссворды, инновационные формы взаимодействия учащихся между собой, различные интерактивные упражнения. Это способствует более высокому уровню усвоения материала учащимися. Во время проведения таких уроков наблюдается большая заинтересованность учеников, они активны, возбуждены, работают с удовольствием. Таким образом, задача учителя состоит в создании условий, при которых склонность детей к новому, нестандартному, желание самостоятельно решать поставленные задачи могут иметь развитие.
Анализ учебников информатики показывает, что наибольший потенциал для развития способностей учащихся в области информатики заложен в алгоритмизации и программировании. Нет сомнений в том, что данное направление является одним из наиболее важных способов развития определенных типов мышления Успешность решения задач, соответствующих этому направлению, является показателем способности к профессиональной деятельности в области информатики.
Безусловно, что при изучении других тем курса информатики педагоги также развивают мышление учащихся. Формально в обучении информатике используются положительные методы, реализованные в виде лабораторных занятий и практических занятий. В текстах этих работ не должны преобладать репродуктивные задачи, т.к. это не способствует развитию творческих способностей.
В ходе преподавания информатики я вырабатываю понятийное мышление, формирую базовые интеллектуальные качества, такие, как, уровень общей культуры, кругозор, эрудиция, любознательность, критичность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Для учащихся с ЗПР в этом вопросе требуется особый подход.
Специфика анализа вербального материала учащимися с ЗПР заключается в том, что понятия по большей части для таких детей выступают в виде «предпонятий», сложившихся на основе случайных конкретных представлений. Дети затрудняются выделять, определять существенные признаки понятий, дифференцировать их. Большинство заданий требуют адаптации.
На рисунке представлено задание на проверку знания основных понятий темы. Ребятам не приходится писать определения, а достаточно установить соответствие между понятием и его определением, продолжить фразу или вставить пропущенные слова.
Специфика словесно-логического синтеза учащихся с ЗПР состоит в низкой степени освоения умственных действий по установлению между объектами отношений последовательности, соподчинения, причины-следствия и других. Дети затруднялись в соотнесении важнейших признаков понятия, что приводит к неверному, искаженному синтезу, и в целом, неадекватному решению мыслительной задачи.
Специфичность наглядно-образного синтеза учащихся с ЗПР связана с неумением актуализировать образ предмета, мысленно трансформировать наглядные элементы в целостную структуру. Они затрудняются полноценно осмыслить образно представленное условие и вопрос задачи. Испытывают трудности при создании целостного образа на основе частей изображения, и наоборот, в выделении значимых частей образа. Другими словами, у учащихся недостаточно сформированы действия преобразования информации из одной формы в другую.
При выполнении умственных операций с образами дети затруднялись в построении целесообразной последовательности действий, позволяющих решить наглядно-образную задачу.
При рассмотрении темы «Информационные процессы» решаем задачи на кодирование информации (детям предлагается дешифровать слова, в которых буквы заменены на числа).
В связи с недоразвитием психических функций большинство заданий требуют адаптации. Так как дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей между явлениями и объектами я предлагаю задания, которые частично уже выполнены или дополнены наглядностью.
При изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» детям предлагаю работу с половицами (вспомнить, как звучат они в оригинале):
- компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру;
- компьютер памятью не испортишь;
- компьютер на столе не для одних только игр.
Недостатки синтеза не позволяют в полной мере соотнести условие и требование мыслительной задачи, установить необходимые отношения между выделенными анализом признаками и частями, выстроить систему последовательных действий по её решению. Затрудняясь выразить действие в слове, а слово перевести на язык действия, дети не могут полноценно осуществить многоэтапную деятельность по решению мыслительной задачи. В этом случае образы-представления детей отличаются фрагментарностью, а их использование оказывается непродуктивным. Разрыв между действием, словом и образом, у детей с ЗПР во многом объясняется неполноценностью мыслительных операций анализа и синтеза всех видов мышления.
Специфичность наглядно-образного анализа детей ЗПР заключается в недостаточной сформированности действий по выделению значимых деталей наглядно-образной задачи. Обнаруживается отсутствие умений дифференцировать, расчленять, дробить образ объекта, планомерно выделяя детали, признаки, отношения, выбирать из них существенные для решения задачи.
Тема «Преобразование логических выражений» трудна для понимания обучающихся с ЗПР. Поэтому, задания должны носить наглядно-действенный характер. Это связано с преобладанием у детей конкретно-действенного и наглядно – образного мышления над абстрактно-логическим.
Умение детей с ЗПР переводить информацию из одной формы в другую связано с умением анализировать и синтезировать отношения между объектами. На первых уроках при изучении основных элементов граф-схем (блок-схем) использую такой метод: даю детям пословицу, а они к ней должный построить граф:
- умный в гору не пойдет, умный гору обойдет;- куй железо, пока горячо.
В заключение отметим, что из того перечня предметных, метапредметных знаний и умений, которые мы здесь попытались раскрыть как система - знания, вытекает логически обоснованное требование: учитель должен научиться управлять формированием интеллектуальной, мыслящей личности на основе индивидуально-личностной детерминации мышления учащихся. Только развитие мета-предметных (мыслительных операций при изучении конкретных учебных предметов) знаний и умений учащихся при изучении конкретного предмета учебного плана позволит учителю на уроке развивать мышление и совершенствовать интеллект, формировать индивидуальную, мыслящую личность.