Конференции

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Саяпова Алсу Ильгизовна
воспитатель
МБДОУ № 30 "Семицветик", г. Сургут

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, развитие элементарных представлений из области живой природы, развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы. Все это способствует формированию экологического мышления детей старшего дошкольного возраста и развитию элементов экологического сознания

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Через любопытство и любознательность у детей возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Следовательно, исследовательская деятельность на сегодняшний день является одним из эффективных способов формирования необходимого в современном обществе экологического мышления.

Изучению особенности формирования экологического мышления дошкольников посвящены работы Б.Т. Лихачева, С.В. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.С. Дежниковой. А.Н. Поддьяков исследовал сущность и специфику исследовательских действий (умений), а у А.И. Савенкова хорошо представлена исследовательская активность, исследовательские способности, их совокупность, обуславливающая возможность включения детей в исследовательскую деятельность.

Экологическое мышление представляет такое мышление, которое позволяет самостоятельно теоретически анализировать экологическую ситуацию, выделять проблемы, находить способы решения этих проблем и осуществлять рефлексивно-оценочные действия, подчиняющиеся экологическому императиву. На наш взгляд, наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического мышления является дошкольный возраст, когда происходит формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.

По мнению С.А. Лапицкой особенностями развития экологического мышления в дошкольном возрасте являются: активная деятельность дошкольников на осознанное сохранение природы; гуманно-ценностное отношение к природе; любовь к растительному и животному миру; формирование экологических знаний, культуры и отношения к природе [1, с. 42]. Как уже было отмечено, наибольших результатов в рамках формирования экологического мышления старших дошкольников можно достичь с помощью современных технологий развивающего обучения, одним из методов данных технологий является организация исследовательской деятельности.

Спецификой исследовательской деятельности обусловлен его воспитательный потенциал. О.А. Макарова отмечает, что особая педагогическая значимость исследовательской деятельности заключается в следующем:

- возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- педагогическая технология, актуализирующая субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду [2, с. 208].

На наш взгляд, использование исследовательской деятельности в системе формирования экологического мышления старших дошкольников позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: педагога, родителей и детей. Кроме того, исследовательская деятельность по формированию экологического мышления старших дошкольников, по мнению Е.Н. Симоновой, О.В. Москалевой, Л.В. Елисеевой:

- активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей;

- способствует освоению детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствует развитию творческих способностей детей;

- способствует умению наблюдать и умению слушать;

- способствует развитию навыков обобщать и анализировать;

- помогает увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивает воображение, мышление, внимание, память, речь [3, с. 178].

Таким образом, формирование основ экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности является весьма важным. Так как, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Список литературы:1. Лапицкая С.А. Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада / С.А. Лапицкая // Молодой ученый. – 2017. – № 34.1 (168.1). – С. 41-47.

2. Макарова О.А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста / О.А. Макарова // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 208-210.

3. Симонова Е.Н. Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников / Е.Н. Симонова, О.В. Москалева, Л.В. Елисеева // Молодой ученый. – 2019. – № 15 (253). – С. 178-181.
Ноябрь 2022