Конференции

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Амирова Стелла Константиновна
учитель математики
МОУ СОШ им. А.П. Чехова, Московская область, г. Истра

Аннотация

Статья рассказывает о актуальности проблемы преемственности в обучении матема тике между начальной и основной школой.

Ключевые слова: математика, преемственность в обучении, старшая школа.

В начале XXI века в обществе возникает вопрос об индивиду ально-ориентированном подходе к образованию ребенка на всех ступенях образовательного процесса. В ответ на данный запрос в российской системе образования возникают новые технологии и системы обучения, предметы, сопровождающиеся разработкой но вых программ обучения, альтернативных учебников.

В 2010 году был принят Федеральный государственный обра зовательный стандарт начального общего образования. Одна из це лей принятия стандарта - разрешение проблемы преемственности между начальной и основной школой, что будет способствовать устранению разрыва между начальным и основным образованием, который ощущается на практике. Таким образом, преемственность активно обсуждается на государственном, научном, общественном уровнях. Вместе с тем, остается нерешенной проблема отсутствия инструментов по устранению этого разрыва между ступенями - технологий, позволяющих младшему школьнику безболезненно пройти процесс адаптации при переходе из начальной школы в ос новную.

Вопросы, связанные с преемственностью, рассматривались с момента появления ступеней в образовательном процессе. Исследо вания можно разделить на следующие направления: изучение роли преемственности в целостном педагогическом процессе (Ш.И. Га нелин, С.М. Годник); изучение преемственности между дошколь ным и начальным образованием (О.А. Анищенко, М.Н. Костикова); изучение предметной преемственности между звеньями общего об разования (А.В. Батаршев, Ю.А. Кустов); изучение преемственно сти между общеобразовательной и профессиональной школами (А.Н. Адриянчик, А.Я. Блаус, С.М. Годник, Ю.А. Кустов).

Понятие преемственности пришло в педагогику из философии. Так, одно из первых определений было дано Г. Гегелем. Рассматривая преемственность как категорию диалектики, Г. Гегель отметил, что сущность преемственности заключается в удержании какой- либо части целого при дальнейшем процессе его развития. Преемственность в его понимании - не простое повторение старого и не его механическое уничтожение.

Обобщенное определение преемственности было дано В.А. Кругликовым в Большой Советской Энциклопедии. Здесь понятие преемственности трактуется как «связь между явлениями в процес се развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» [2].

Анализ педагогической литературы показывает, что понятие преемственности достаточно широко, поэтому в образовательном процессе можно выделить следующие компоненты преемственно сти. Все компоненты необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимовлиянии.

Целевая преемственность - согласование целей и задач обуче ния, воспитания и развития на разных ступенях образовательного процесса.

Содержательная преемственность - создание согласованных учебных планов, разработка «сквозных» линий в содержании на разных ступенях образовательного процесса. Содержательная пре емственность обеспечивается через федеральный компонент программы.

Технологическая преемственность - отбор общих для всех ступеней образовательного процесса форм, средств, приемов обу чения и воспитания.

Психологическая преемственность - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.

Психологическая преемственность влияет на все остальные компоненты и во многом определяет успешность адаптации учаще гося в основной школе. В то же время, технологическая преемст венность, будучи одним из главных компонентов, во многом зави сит от всех остальных, при этом оставаясь наиболее уязвимой и ме нее подверженной контролю. Целевой и содержательный компо ненты преемственности взаимосвязаны между собой и оказывают непосредственное влияние на технологическую компоненту.

На практике целевой и содержательный компоненты преемст венности определяются через образовательные программы. Успеш ность психологической преемственности во многом зависит от лич ности учителя и от степени сотрудничества учителей начальной и основной школы, поэтому реализация этого компонента носит от части субъективный характер. Технологическая преемственность наиболее сложный компонент для реализации, поскольку на нее влияют все остальные компоненты.

Особенности реализации преемственности между начальной и основной школой зависят от содержания дисциплины. На взгляд автора чрезвычайно важно соблюдать преемственность при изуче нии математики. Специфика математического содержания влияет на последовательность его усвоения, предъявляет высокие требования к овладению знаково-символической системой. Актуальность проблемы преемственности в обучении матема тике между начальной и основной школой разделяют учителя и ро дители пятиклассников.

Таким образом, возникающие у пятиклассников трудности в изучении математики в основном связаны с проблемами преемст венности между начальной и основной школой. Учителя осознают эти проблемы и готовы работать над их устранением.

Заметим, что эту же причину, как основную, выделяют и учи теля. Также родители считают, что знаний, полученных в начальной школе недостаточно для обучения в основной. На взгляд автора это суждение весьма субъективно и зависит от личности учащегося.

В качестве мер по улучшению процесса адаптации учащихся родители, так же, как и учителя, предлагают выработать одинако вые требования по представлению и решению заданий между на чальной и основной школой и усилить взаимодействие между учителями.

Очевидно, мнения учителей и родителей часто совпадают по вопросам о причинах трудностей и путей их преодоления. Приве денные результаты дают представление о состоянии проблемы пре емственности в современной практике школы, что еще раз под тверждает теоретические положения, описанные в начале статьи.

На взгляд автора, процесс формирования универсальных учеб ных действий (УУД), которые позволяют ученику самостоятельно управлять учебным процессом, станут объединяющим звеном меж ду начальной и основной школой. Этот процесс будет способство вать взаимодействию педагогов начальной и основной школы, а применение ребенком УУД на уроках математики существенно сгладит разногласия в технических вопросах оформления.

Список литературы1. Котова С.А., Граничит О.А., Савинова Л.Ю. Начальное обра зование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: Российское видение / науч. ред. акад. Г.А. Бордовский - СПб: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Кругликов В.А. Преемственность // Большая Советская Энцик лопедия [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/bse/123467/ (дата обращения: 30.10.2022).
Ноябрь 2022