Конференции

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чучкаева Анна Сергеевна
учитель начальных классов
МКОУ "Убинская средняя школа № 1", Убинского района Новосибирской области

А.С. Чучкаева
(студентка 3 курса магистратуры, направление «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

Аннотация: в статье рассматриваются метод проблемного обучения как механизм формирования естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников. Также в статье рассматривается принципы проблемного обучения.

Ключевые слова: младшие школьники, особенности, естественнонаучная функциональная грамотность, проблемное обучение, метод, принцип.

Особенностью формирования естественнонаучной функциональной грамотности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности является то, что при организации такой деятельности следует использовать различные методы и приемы обучения. При использовании разнообразных форм и методов, учитель сможет эффективно организовать деятельность, которая будет сказываться на формировании компетенций и навыков функциональной грамотности, в том числе и естественнонаучной. Итак, для этого учителю начальных классов в условиях внеурочной деятельности можно исследовать:

Метод проблемного обучения - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Данный метод отлично подходит для внеурочной деятельности по формированию естественнонаучной функциональной грамотности, где учащиеся будут научно объяснять явления, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов[1].

Метод проектов. В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков школьника, его способность ориентироваться в информационном мире современных технологий, развитие творческого и критического мышления, а также естественнонаучных знаний. Такой метод отлично подходит для парной, групповой работы, где младшие школьники смогут создать проект по естественным наукам.

Принципы метода проектов:

1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности;

2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и группы;

3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта;

4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности;

5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности[2]

Приём «Исследование в форме наблюдения». При использовании данного приема необходимо провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Данный приём ориентируется на индивидуальное участие каждого учащегося.

Научно-исследовательская работа – это комплекс мероприятий учебного, научного характера, направленный на формирование у младших школьников навыков научных исследований применительно к определенной сфере, например, естественнонаучных предметов[2].

Таким образом, использование методов и приемов активного обучения во внеурочных занятиях создаёт важные условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию естественнонаучной грамотности у обучающихся.

Специфическими результатами, характеризующими естественнонаучную направленность, является комплекс указанных ниже знаний, умений, навыков, компетенций. Отметим, что, представленные раздельно, они не будут характеризовать исключительно естественнонаучное образование, однако, в совокупности они описывают сферу результатов, формируемых в условиях внеурочной деятельности естественнонаучной направленности.

Метапредметные результаты.

Самостоятельный поиск, системный анализ, обобщение и критическое осмысление естественнонаучной и иной информации. Обработка эмпирических данных, полученных в процессе учебного исследования. Статистическая обработка данных. Выделение наиболее значимых результатов. Верификация данных дополнительными исследовательскими средствами.

Проведение учебного исследования, проекта (эксперимента): постановка цели и задач, определение гипотезы, проблемы, структурирование собственной деятельности, формулирование выводов и практических рекомендаций. Самостоятельное планирование научного эксперимента. Готовность к работе в команде, к восприятию выделенной социальной роли. Работа в команде, коммуникативность, готовность к компромиссу, принятию решения. Способность к формированию альтернативных подходов к решению проблемы, методологическая лабильность (открытость).

Личностные результаты.

Эмпатийность к восприятию природных объектов. Сформированность ценностных ориентаций в отношении к природе, природным объектам; основы экологической культуры. Выражение собственных мыслей, культура речи. Способность критически относиться к результатам деятельности. Социальная пластичность, толерантность в отношении к результатам чужой деятельности. Адекватная само- и взаимооценка. Способность к творческому осмыслению и к корректировке результатов деятельности. Самостоятельное осознание результатов поведения по отношению к природе, соотнесение деятельности и экологического императива. Прогнозирование способов аналогичного поведения в природе в будущем.

Предметные результаты. Предметное знание естественнонаучных понятий, терминов, законов, методов. Владение определенным объемом информации о задачах, методах естественнонаучной проектно-исследовательской деятельности, компонентов среды, технологий оценки качества среды, структуры и функции природных систем. Владение естественнонаучным лабораторным оборудованием, технологиями исследования природных явлений, процессов и объектов. Оценка состояния объектов окружающей среды. Прогнозирование ближайших вероятных последствий антропогенного влияния на среду. Использование количественных показателей оценки качества окружающей среды. Анализ экологической ситуации, выявление причин и экологических последствий. Представление и владение технологиями ресурсосбережения, оценка стратегии природопользования.

Так, мы видим, что внеурочная деятельность естественнонаучной направленности может быть реализована и иметь различные результаты, которые включены метапредметные, предметные и личностные результаты. Также в рамках урочной и внеурочной деятельности учителю начальных классов следует организовывать внеурочную деятельность, используя различные методы и приёмы, которые будут развивать, и формировать естественнонаучные компетенции и навыки младших школьников.

Также специфика формирования естественнонаучной функциональной грамотности заключается в основных концептуальных установках повышения естественнонаучной грамотности в условиях внеурочной деятельности:

· формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира;

· расширение компетентностных практик, ориентация на решение конкретных ситуационных проблем в области взаимодействия человека и окружающей среды;

· совершенствование педагогических технологий в сфере дополнительного образования детей естественных наук и их прикладных направлений, связанных с природопользованием, охраной природы и охраной здоровья человека;

· расширение сферы дополнительного естественнонаучного образования детей за счет межведомственного взаимодействия со сферами науки, культуры, сельского и лесного хозяйства, со службами экологического контроля, с общественными организациями и детскими общественными объединениями, со сферой неформального образования [3].

Таким образом, подводя итого, стоит отметить, что формирование естественнонаучной функциональной грамотности, как и многие другие процессы, имеет свою специфику организации в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Многое зависит, конечно, от компетенций учителя, ведь для того, чтобы естественнонаучные компетенции и навыки могли быть сформированы у учащихся начальной школы, они должны быть сформированы в первую очередь у учителя. Поэтому успешность и эффективность внеурочной деятельности по формированию естественнонаучной функциональной грамотности опирается на возможности учителя, инициативность учащихся и участие родителей.

Список использованной литературы:

1. Гаджиев, Э. Э. Активные методы обучения как средство формирования общекультурных компетенций у студентов / Э. Э. Гаджиев. // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 563-568. URL: https:// moluch.ru/archive/79/14172/ (дата обращения: 02.11.2022).

2. Киндря, Н. А. Принцип индивидуализации в отечественной методике / Н. А. Киндря. // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 810-813. URL: https://moluch.ru/archive/102/23443/ (дата обращения: 02.11.2022).

3. Перминова Л. М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktiche skoe-obosnovanie-formirovaniya-estestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 02.11.2022).
Ноябрь 2022