СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Зеленева Анастасия Михайловна социальный педагог, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону "Центр дополнительного образования детей"
Реформа системы образования в РФ
Реформирование системы образования в РФ началось в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальной датой начала реформы российского образования можно считать 1 января 2011 года.
К основным мерам, предпринятым по реформированию системы образования в России, можно отнести:
· введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) взамен экзаменационной системы, действовавшей в России долгие десятилетия;
· внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским.
Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
В результате реформы системы образования:
· идет постепенное сокращение численности учителей и педагогов;
· сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяются к более крупным ВУЗам.
Итоги этой реформы системы образования еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились:
· одни специалисты говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна из самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений;
· другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилось количество подтасовок результатов экзаменов.
Структура современной системы образования в России
Современная система образования в России включает в себя несколько следующие компоненты:
· федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;
· федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
п. 1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 03.08.2018)
o высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как:
· дополнительное образование детей и взрослых и
· дополнительное профессиональное образование.
Современная система образования в России построена таким образом, что создает условия для непрерывного образования посредством:
· реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
· предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
· учета имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Дошкольное образование - предоставляют дошкольные образовательные организации. Чаще всего — это детские сады, и реже — другие образовательные учреждения, которые организуют присмотр за детьми и обучают их по дошкольной программе.
Дошкольным считается возраст ребенка от 2-х месяцев до 7 лет. Но обычно самый ранний возраст, с которого детские сада принимают детей — два с половиной или три года. Так происходит, потому что не во всех дошкольных организациях есть соответствующие младшие возрастные группы.
Обязательное образование - подразделяется на следующие уровни:
· начальное – первые 3 или 4 класса;
· основное – 9 классов;
· среднее – 10 или 11 классов.
Срок на освоение каждого уровня определяется федеральными государственными образовательными стандартами.
Также срок каждого уровня обязательного образования зависит от формы обучения:
· очная,
· заочная,
· самостоятельная или другая форма
и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Обязательное образование получают в общеобразовательных организациях. Обычно это:
· школа,
· лицей или
· гимназия
Среднее профессиональное образование - направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9-ти классов основного или 10-11-ти классов среднего общего обязательного образования.
Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:
· колледжи,
· техникумы,
· лицеи и другие образовательные учреждения и организации.
Высшее образование - относится к профессиональному образованию и реализуется по трём уровням образования:
· бакалавриат и специалитет,
· магистратура,
· подготовка кадров высшей квалификации.
п. 5 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Обучение по программам высшего образования проводят:
· академии,
· университеты,
· институты и другие образовательные учреждения.
Проблемы с финансированием образования в России
Начиная с 2013 года по данным экспертов Высшей школы экономики происходит постоянное сокращение расходов на образование в связи с увеличением расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Также сокращение расходов на образование может быть связано с передачей финансирования по разделу «Образование» с федерального уровня на региональный.
При этом удельный вес расходов на образование к ВВП в современной России значительно ниже нормы, заданной мировой практикой. Мировой опыт показывает, что система образования может нормально функционировать и развиваться, а также создавать условия для обеспеченности всего населения общим средним образованием, при условии удельного веса расходов в данной сфере не ниже 5-7 % от ВВП.
В то время как в современной России он составляет порядка 1% и при этом из года в год падает.
Недостаточное финансирование образовательных учреждений в России приводит к снижению материально-технического обеспечения учреждений образования, низкому уровню оплаты преподавательского труда, в связи, с чем сокращается число квалифицированных преподавателей и снижается качество образования.
В общем, наблюдается отрицательная тенденция образовательных учреждений:
· их количество сокращается,
· тогда как количество желающих обучаться увеличивается.
Как будут развиваться события в области образования в РФ пока остается непонятным, но, как известно, медицина и образование — это две самые важные сферы для населения, и сокращение их финансирования может сильно изменить жизнь простых людей в России не в лучшую сторону.