Конференции

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Зеленева Анастасия Михайловна
социальный педагог, педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону "Центр дополнительного образования детей"

Реформа системы образования в РФ

Реформирование системы образования в РФ началось в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальной датой начала реформы российского образования можно считать 1 января 2011 года.

К основным мерам, предпринятым по реформированию системы образования в России, можно отнести:

· введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) взамен экзаменационной системы, действовавшей в России долгие десятилетия;

· внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским.

Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.

В результате реформы системы образования:

· идет постепенное сокращение численности учителей и педагогов;

· сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяются к более крупным ВУЗам.

Итоги этой реформы системы образования еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились:

· одни специалисты говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна из самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений;

· другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилось количество подтасовок результатов экзаменов.

Структура современной системы образования в России

Современная система образования в России включает в себя несколько следующие компоненты:

· федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;

· федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

п. 1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 03.08.2018)

Современное образование в России подразделяется:

· на общее образование,

· профессиональное образование,

· дополнительное образование и

· профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

п. 2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования:

· уровни общего образования:

o дошкольное образование;

o начальное общее образование;

o основное общее образование;

o среднее общее образование.

· уровни профессионального образования:

o среднее профессиональное образование;

o высшее образование - бакалавриат;

o высшее образование - специалитет, магистратура;

o высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как:

· дополнительное образование детей и взрослых и

· дополнительное профессиональное образование.

Современная система образования в России построена таким образом, что создает условия для непрерывного образования посредством:

· реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,

· предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также

· учета имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Дошкольное образование - предоставляют дошкольные образовательные организации. Чаще всего — это детские сады, и реже — другие образовательные учреждения, которые организуют присмотр за детьми и обучают их по дошкольной программе.

Дошкольным считается возраст ребенка от 2-х месяцев до 7 лет. Но обычно самый ранний возраст, с которого детские сада принимают детей — два с половиной или три года. Так происходит, потому что не во всех дошкольных организациях есть соответствующие младшие возрастные группы.

Обязательное образование - подразделяется на следующие уровни:

· начальное – первые 3 или 4 класса;

· основное – 9 классов;

· среднее – 10 или 11 классов.

Срок на освоение каждого уровня определяется федеральными государственными образовательными стандартами.

Также срок каждого уровня обязательного образования зависит от формы обучения:

· очная,

· заочная,

· самостоятельная или другая форма

и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Обязательное образование получают в общеобразовательных организациях. Обычно это:

· школа,

· лицей или

· гимназия

Среднее профессиональное образование - направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9-ти классов основного или 10-11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

· колледжи,

· техникумы,

· лицеи и другие образовательные учреждения и организации.

Высшее образование - относится к профессиональному образованию и реализуется по трём уровням образования:

· бакалавриат и специалитет,

· магистратура,

· подготовка кадров высшей квалификации.

п. 5 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучение по программам высшего образования проводят:

· академии,

· университеты,

· институты и другие образовательные учреждения.

Проблемы с финансированием образования в России

Начиная с 2013 года по данным экспертов Высшей школы экономики происходит постоянное сокращение расходов на образование в связи с увеличением расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Также сокращение расходов на образование может быть связано с передачей финансирования по разделу «Образование» с федерального уровня на региональный.

При этом удельный вес расходов на образование к ВВП в современной России значительно ниже нормы, заданной мировой практикой. Мировой опыт показывает, что система образования может нормально функционировать и развиваться, а также создавать условия для обеспеченности всего населения общим средним образованием, при условии удельного веса расходов в данной сфере не ниже 5-7 % от ВВП.

В то время как в современной России он составляет порядка 1% и при этом из года в год падает.

Недостаточное финансирование образовательных учреждений в России приводит к снижению материально-технического обеспечения учреждений образования, низкому уровню оплаты преподавательского труда, в связи, с чем сокращается число квалифицированных преподавателей и снижается качество образования.

В общем, наблюдается отрицательная тенденция образовательных учреждений:

· их количество сокращается,

· тогда как количество желающих обучаться увеличивается.

Как будут развиваться события в области образования в РФ пока остается непонятным, но, как известно, медицина и образование — это две самые важные сферы для населения, и сокращение их финансирования может сильно изменить жизнь простых людей в России не в лучшую сторону.
Ноябрь 2022