Конференции

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Коденцова Галина Васильевна
воспитатель
МКДОУ Кантемировский детский сад № 1, п. Кантемировка

Долгие годы дошкольное образование полагалось на себя в решении проблем обучения, воспитания и развития детей, и существовало отдельно от семьи. В настоящее время закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [2] определяет, что родители являются первыми педагогами. Именно они должны создать фундамент нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. То есть для полноценного, личностного развития ребёнка-дошкольника необходима постоянная совместная деятельность со взрослым, что возможно только при активном участии семьи в развитии ребёнка.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одна из основных задач, которая стоит перед детским садом – организовать «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», поэтому детский сад - это первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в тесное взаимодействие.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь» [8].

Основная цель такого взаимодействия детского сада с семьей это установление доверительных отношений между педагогами, детьми и их родителями.

Важным способом сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, при которой родители могут стать активными участниками образовательного процесса.

В нашей группе «Ладушки» педагоги создают условия для организации единого общего пространства для развития и воспитания каждого ребенка, а также обеспечивают педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства.

Для организации эффективной работы с родителями, мы используем разнообразные формы.

В своей деятельности постоянно используем традиционные формы, такие как: групповые родительские собрания, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, оформление информационных стендов и памяток. Традиционной формой взаимодействия с родителями является оформление родительских уголков. В нашей приемной группы оформлен стенд «Делаем вместе». С его помощью родители могут познакомиться с возможностью принять участие во взаимодействии с детьми и педагогами ДОУ в рамках образовательной деятельности, с содержанием мероприятий. Это необходимо для того, чтобы родители могли проявить инициативу и предложить свои способности в организации и проведении ОД. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности [4].

Также применяем и нетрадиционные формы общения с родителями: онлайн-презентация групповой комнаты, мастер-классы для родителей, организация ОД с участием мам и пап

В случае нехватки времени у родителей или отсутствия возможности встретиться лично, поддерживаем контакты с помощью форм письменного общения: брошюры, Стена объявлений и пожеланий, «ящик» для вопросов, почта (через мессенджеры и электронную почту) и телефон Доверия (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними). Стена объявлений и пожеланий, «ящик» для вопросов представляет собой стилизованную под почтовый ящик коробку, которая предназначена для записок от родителей, где они могут изложить свои идеи и предложения, обратиться с интересующими их вопросами. Такая форма взаимодействия дает возможность родителям высказать свое мнение обдуманно, не торопясь, что актуально при современной занятости родителей. Но эти формы не заменяют личных встреч с родителями деток.

К каждому родительскому собранию мы обязательно готовим выставку детских работ или фотостену, где используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Нам очень приятно видеть сияющие глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Проявление активности родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось для нас самым интересным, привлекательным, востребованным, действенным, однако и самым трудным в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как взаимодействуют другие, то есть мамы и папы имеют возможность приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Эффективной формой взаимодействия детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, «если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми» [5].

В нашей группе проводим тематические и сезонные утренники, спортивные досуги, выставки творческих работ, реализуем совместные проекты и оформляем семейные тематические газеты.

Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями и специалистами ДОУ.

Доброй традицией в группе стало проведение мероприятий по знакомству с семейными традициями. Близкий контакт ребенка со старшими членами семьи обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. А также повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

С большим нетерпением дети ждут праздник «Именинника». Для каждого ребенка это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.

Родители готовят видео-рассказ о ребенке, приносят фотоколлажи, стараются показать что-то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы.

Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

Участие семей в творческих конкурсах на лучший рисунок или поделку из природного или бросового материала обогащает семейный досуг и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы готовим яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки.

Практически во всех формах взаимодействия использовались моменты, направленные на активизацию родительской роли отцов. Практика общения и анализ степени участия отцов в воспитании ребенка и жизни ОО, показали, что папы часто самоустраняются при вовлечении их в воспитание ребенка. Такое отношение отцов к воспитанию происходит из-за исторически сложившейся модели семейных ролей: отец – добытчик, кормилец; мать – хранительница очага, воспитатель детей [4].

Одной из распространенных форм сотрудничества с родителями является привлечение их к участию в походах, экскурсиях и спортивных мероприятиях.

В современных реалиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому многое в нашей группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают нам изготовить пособия для занятий по сенсорному развитию и безопасности, оформили уголок природы и книги.

В итоге мы получили уютную и красивую групповую комнату, привлекательную приемную, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Чем чаще мы обращались к родителям за помощью, тем активнее они стали проявлять собственную инициативу и стали важными помощниками и участниками всех групповых дел. А самое главное, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров.

Совместная подготовка образовательных, оздоровительных и творческих мероприятий сблизила нас (воспитателей) и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для всех общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать стенгазеты или работы для выставок и конкурсов.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали активными помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

С уверенностью могу сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из пассивных «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: родители теперь ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогиче-ская грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием традиционных и нетрадиционных форм работы позволило нам решить задачу вовлечения родителей в образовательную деятельность.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями положительно влияет на всех ее участников:

1. Родители осознают свою сопричастность к происходящему в группе и за её пределами, что способствует преодолению их собственной неуверенности в тех или иных вопросах воспитания, нахождению ответов на волнующие вопросы и, как следствие, приобретению новых умений. Возможность наблюдения за детьми помогает родителям понять, что все дети разные, со своими особенностями. Таким образом, родители учатся принимать и любить своего ребёнка, не сравнивать его с другими детьми и отмечать его достижения. Итогом будет становление родителей как сторонников образовательной программы и повышение доверия воспитателям.

2. Для детей присутствие родителей также полезно. Ребенок получает возможность большего внимания со стороны взрослых, являющихся носителями знаний и опыта. Особенность детей дошкольного возраста такова, что присутствие новых взрослых становится часто дополнительным стимулом к деятельности и развитию.

3. Польза вовлечения родителей в образовательную деятельность выражается дополнительными возможностями и для воспитателя. Взрослые, дополнительно присутствующие в группе, позволяют организовать разнообразные интересные дела и более качественно поддержать различные виды детской деятельности. Родители помогают проводить наблюдения за деятельностью детей, а также максимально используется творческий потенциал семей в образовательном процессе. Близость общения с семьями воспитанников дает педагогу понимание традиций и принципов воспитания в каждой семье, а родители имеют возможность создания дома условий для творческого применения ребёнком знаний и умений, которые получены в детском саду. [1]

Литература

1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002.

2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

4. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс] // http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya- roditeley-v-detskom-sadu.

5. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс] // http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502.

6. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_ roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105.

7. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005.
Ноябрь 2022