Конференции

СОЗДАНИЕ КОМИКСА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ

Сушков Денис Владимирович
учитель информатики
ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», Саратовская область

Одной из важнейших тем в рамках школьного курса информатики является тема «средства мультимедиа». Традиционно учащимся предлагают знакомство с мультимедиа технологиями через изучение возможностей графических редакторов Photoshop и Paint, а также программы для создания презентаций Microsoft PowerPoint. Однако пространство мультимедиа сервисов, доступных для изучения в школе, выходит далеко за рамки указанных выше программ. Интересной альтернативой, а также дополнением к уже изученным мультимедиа сервисам, может стать один из многочисленных онлайн редакторов для создания комиксов.
Комикс (от англ. comic «смешной») представляет собой иллюстрированную повесть с элементами текста (в основном реплики персонажей), включенными в само пространство картинки. Комикс таким образом, соединяет в себе элементы изобразительного искусства и литературы. Тематика комиксов может быть самой различной от юмористических историй до серьёзных рассказов, поднимающих серьёзные общественно значимые темы.
Педагогический потенциал комиксов отмечается во многих работах зарубежных учёных. В последнее время появляются работы, посвящённые применению комиксов в образовательном процессе и среди отечественных исследователей. Задания по созданию комикса могут применятся не только на уроках информатики в процессе изучения мультимедийных технологий, но и гармонично вписаться в программу других школьных предметов таких как ИЗО, окружающий мир, литература, иностранный язык, обществознание и др. Очевидны и возможности комиксов для стимулирования творческого мышления учащихся, через рисование персонажа, прописывание ему реплик, продумывания деталей сюжета комикса. Перечислим некоторые программы и онлайн сервисы, которые можно рекомендовать к использованию на уроке.
Множество онлайн редакторов по созданию комиксов построены по принципу drag and drop (тащи и бросай), что позволяет создавать комиксы даже пользователям, не имеющих способностей к рисованию. Всё что требуется от педагога или ребенка это настроить фон, выбрать персонажей и детали интерьера, а также прописать реплики. К таким редакторам можно отнести Pixton, сервис, требующий регистрации, но обладающий большим выбором шаблонов для творчества. Сервис Strip Generator также обладает богатым выбором различных персонажей и объектов, а приятной особенностью редактора Write Comics, созданного по аналогичному принципу, станет не только богатство шаблонов, но и отсутствие необходимости в регистрации. А в редактор ToonDoo добавленна возможность загружать собственные фотографии. Сервис MakeBeliefsComix.Com подойдет для любителей классической чёрно-белой анимации.
В бесплатном сервисе Chogger появляется возможность сделать снимок через веб-камеру и добавить его в комикс. Также помимо готовых шаблонов Chogger предоставляет возможность пользователю самостоятельно нарисовать изображение, а также настраивать каждый добавленный кадр.
Онлайн сервис Witty Comics один из наиболее простых в использовании. Он позволяет разыгрывать диалоги между двумя персонажами, подбирая им, в зависимости от сюжета, разнообразные фоны. Всё что нужно это подобрать персонажам фон и прописать реплики. С помощью Witty Comics можно разнообразить и преподавание иностранного языка, разыгрывая сценки между действующими лицами на изучаемом языке.
Заслуживает внимания и программа Bitstrips, предназначенная для создания нового персонажа, ему можно изменить размер лица, причёску или наряд. Программа существует также в виде приложения. Возможно её применение и для психологической диагностики состояния ребёнка, например при задании нарисовать себя.
Программа Comic Life подойдёт как для создания комиксов, так и для разработки простой стилизованной презентации. В редакторе содержится большое количество готовых шаблонов для формирования страниц, блоков, реплик разработки проектов различной тематики.
Программа CLIP STUDIO изначально создавалась для создания японских комиксов (манги), однако со временем разработчики значительно расширили её палитру возможностей. По своему интерфейсу напоминает прочие графические редакторы (например Photoshop) и содержит множество различных текстур, 3D моделей, материалов и заготовок, а также функцию анимации, которая поможет создать динамическую книгу.
Таким образом, в статье продемонстрированы возможности комиксов как при изучении собственно темы мультимедиа на уроках информатики, так и для использования на комбинированных уроках с другими предметами (ИЗО, окружающий мир, родной язык и др.). Создание комиксов может применяться для развития метапредметных навыков, стимулирования творческих способностей, а также с целью психологической диагностики.
Список литературы
1.         Шибкова Дарья Захаровна, Пяткова Ольга Борисовна Образовательный комикс как средство медиаобразования для восприятия обучающимися нового знания // Педагогическое образование в России. 2021. №3.
2.         Богданова Вероника Олеговна Дидактический потенциал комикса // Социум и власть. 2020. №6 (86).
Чернова Нина Викторовна, Макарова Надежда Николаевна Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // ПНиО. 2018. №6 (36).
Сентябрь 2022