НАПОЛЬНЫЕ ИГРЫ. ОБУЧАЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ АЗАМ АЛГОРИТМИКИ
Михалева Валерия Николаевна воспитатель МАОУ "СОШ № 1", г. Соликамск, Пермский край
Цель: Использование напольных игр при обучении детей основам алгоритмики Задачи: 1. Учить детей дошкольного возраста самостоятельно создавать и выполнять элементарные алгоритмы. 2. Развивать у детей старшего дошкольного возраста умение ориентироваться в пространстве, ловкость. 3. Обучать элементам алгоритмики при управлении робототехническими игрушками. Интернет, Wi-Fi, смартфон, телефон, компьютер, маршрутизатор, спутники – почти всё, что имеет внутри себя электронно-вычисли-тельное устройство, так или иначе, использует алгоритмы. Обучать азам программирования и роботостроения необходимо начинать еще до школы. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает обучение детей робототехнике и основам алгоритмики, начиная уже с дошкольного возраста. Алгоритм – это совокупность последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату. Алгоритмы в дошкольном образовании используются, начиная с раннего возраста, при обучении детей одеванию и раздеванию, умыванию и другим действиям. В основе алгоритмики лежит ориентировка в пространстве, относительно своего тела и других объектов. Ребенок познает основы алгоритмики через игровую деятельность, через познание собственного тела. При обучении детей основам алгоритмики, мы используем напольные игры. Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола. Это игры, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых. Ними разработана система работы по использованию напольных игр при обучении детей дошкольного возраста основам алгоритмики. Работа проводится в три этапа. Напольные игры могут быть использованы как часть занятия, так и в совместной деятельности с детьми. На первом этапе мы учим детей ориентироваться от своего тела (вперед, назад, вправо, влево). Данные задания доступны для детей 4-5 лет. Перед ребенком ставится цель: «Найти путь до определенного предмета» и предлагается готовый алгоритм передвижения. Взрослый управляет движением ребенка на поле, ребенок должен следовать четко инструкции. После того как ребенок научился действовать по инструкции, задача усложняется, ребенку предлагается самостоятельно составить маршрут и пройти по нему на поле. На втором этапе мы обучаем детей 5-6 лет работать в парах. Дети учатся составлять алгоритм друг для друга и четко выполнять инструкцию сверстника. Алгоритм записывается на специальном поле, ребенок видит его перед глазами и начинает движение по полю до достижения поставленной цели. На третьем этапе мы используем программируемые игрушки – робот «Botley». На этом этапе дети 6-7 лет учатся управлять роботом на поле. Использование напольных игр и робототехнических игрушек позволяет нам успешно обучать детей основам алгоритмики. Приложение Поле «Путешествие в тридевятое царство»