СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Евстафьева Розалия Мирхазияновна музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 24 "Росинка" комбинированного вида ЕМР, г. Елабуга
В своей работе использую современный подход к всестороннему развитию дошкольника и готовности к обучению в школе. В данной работе задачи музыкального воспитания реализуются во всех ее направления, актуальна и современна, это итог планомерного и систематического взаимодействия педагогов, музыкального руководителя, детей и родителей. Интегративный подход позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, движением, словом. Выбор литературного произведения, музыкального материала и организация стимулирует развитие личностных качеств будущего школьника, приобщая его к истокам народной культуры своей страны, народной музыке и танцам. Проблема Не достаточное освоение и развитие: - Игрового творчества, навыков художественного исполнения различных образов. - Формирования мышления, фантазии, воображения, активности и самостоятельности. - Знакомство детей с окружающим миром, культурой, нравственными нормами, законами жизни. Актуальность -Дети приобретают умения, навыки и способность вступать в контакт со сверстниками, обеспечивается взаимосвязь с другими видами деятельности педагогического процесса. -Через познание литературного произведения формируется опыт социальных навыков поведения, самовыражения, свободы действия. -Дети приобщаются к духовным ценностям нравственной направленности. -Создается пространственная среда для развития личности, знаний и социализации будущего школьника, решать ситуационные проблемы, преодолевать робость, неуверенность и застенчивость. - Развивается выразительная, речевая интонация и память у старших дошкольников. Цель: Раскрыть творческие способности, учитывая индивидуальные особенности, интересы, любознательность и склонности старшего дошкольника. Формировать и развивать интеллектуальный и социально – эмоциональный потенциала дошкольника для успешного обучения в школе. Новизна: Обеспечивается право на свободу выбора ребенка, баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детского коллектива. - Учитывается поло ролевые особенности (мальчик, девочка) - Развитие эмпатии (умение решать проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа). - Взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыка, татарский язык, изобразительная деятельность, развитие речи, игровая деятельность). - Не традиционный подход в режиме ДОУ: нерегламентированная организованность с участием родителей, педагогов и детей в условиях совместной театрализованной деятельности. Задачи: Развивать у детей социальные навыки. Общительность, дружелюбие, нравственные категории правил жизни: (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность). - Активизировать к театральной деятельности, используя различные формы общения с детьми, связывая слово с действием. - Обогащать словарный запас, способствовать развитию артикуляционных навыков, пониманию художественных образов. -Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности. -Мотивировать родителей к совместной практической деятельности с педагогическим коллективом, вызвать у детей радость от полученных результатов. Литературный обзор: Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Через театрализованную деятельность оказывается позитивное влияние на детей. - Возможности театрализованной деятельности: умственное развитие, совершенствование звуковой культуры речи, активизация словарного запаса. - Совершенствуется умение излагать свои мысли, передавать настроение персонажей. - Развивается самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. Источник: «Театрализованные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений. Махнев М.Д. «Кукольный театр- дошкольникам» Т.Н Караманенко, Ю.Г. Караманенко. «Сказки и пьесы для семьи детского сада» Т.Рик «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко Журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная политра». Методика, информационный ресурсы: - Учебно - методическая литература. - Музыкального материал: танцевальные композиции, музыка к художественным образам героев, песенный материал, фоновое сопровождение, звуковые эффекты. Технология: «Хор рук» по методике Т. Боровик. Развитие координации движений рук, совершенствование артикуляции. Развитие ручной моторики, совершенствовать точность выполнения движений пальцев рук с речью и согласованность движений, культура и техника речи. Коммуникативные танцы для детей А.И. Буренина. Использовать такой прием как “Танцы сидя”, в движении участвуют то один то другие части тела (руки, пальцы, ноги, голова, плечи). Танцевальные этюды, пантомимы. Фрагменты музыки из балета «Щелкунчик». Логоритмика, упражнения для рук. Речь - пение артикуляционные и речевые упражнения. Песни татарских композиторов, музыка для танцев, музыкальный фон. Использовать татарскую народную музыку. «Вокально-хоровая работа» автор Картушина О. Мнемотехника – методы и приемы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, пантомима. Материально – техническая база: Музыкальный центр, музыкальный инструмент, видео ролики, компьютер, репродукции, иллюстрации. Планирование занятий: Занятие планируются по какой-то определенной сказке, но в течение года проводится работа над нескольким сказками по одному и тому же алгоритму. Проводятся проверочные занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала (генеральные репетиции). По окончании работы над сказкой устраиваются для детей и их родителей семейные просмотры премьер. Для этого создаются пригласительные билеты, на представление, которые изготавливаются силами детей. Использование приемов: Выбор детьми роли по желанию (выслушивать ответы и предложения детей) - Назначение на роли детей (предложить робким, застенчивым) - Распределение ролей (по карточкам, фанты). - Проигрывание ролей в парах (выделять время на осмысление диалога, поощрение) - Исполнение отрицательных персонажей. (требует наблюдения и индивидуального подхода, мотивируя умение играть любые роли) - Домашнее задание для детей и родителей. Основные принципы: частая смена полей активности детей на занятиях и их интеграция - движение - танец (основные виды движения) - речь - пение (артикуляционные и речевые упражнения) - ритмика - пантомима («звучащие» жесты) Этапы реализации: Предварительная - Выбрать произведение наиболее близкое и интересное детям подготовительной группы. Основная: Знакомство с текстом литературного произведения (воспитатель), введение в тему, создание эмоционального настроения, жеста, мимики, движений, костюмов. - Выразительное прочтение произведения и беседа с детьми, пояснить помочь ребенку понять и выразить свои чувства. - Просмотр иллюстраций, видео, аудио роликов. - Распределение ролей. - Разучивание текста в разных формах (в движении, лежа, стоя). Путем позитивного внушения, удивления, восхищения подвести детей к хорошим результатам. - Использование средств речевой выразительности, передавая характер героев сказки, используя сочетание музыки, пения, речитатив. Подражать голосу педагога, произносить слова с разной интонацией. -Побуждение к свободной деятельности: имитационным движениям, передавать характер персонажей в движениях, танцах. Учитывать связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, интонацией, логическим ударением). - Групповые занятия для детей участвующих в общих танцах в игровой форме. - Индивидуальные занятия произвольной формы. (текст, песня, танец). - Работа с родителями, домашние задания разного характера. - Мотивация на успех участников проекта через позитив, эмоции. Заключительная: Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности (самовыражение, свобода действия, воображение). - Показ детьми готового спектакля. - Поощрение детей и родителей после успешного завершения работы. Результаты: Приняли участие подготовительные группы. Коллективная работа над драматизацией сказок и активное участие родителей в творческом процессе. Хорошие показатели актерского мастерства, повышение самооценки, активизация речи, творческого потенциала воспитанников. Включение театрализованной деятельности в образовательный процесс. Состоялся показ сказок для детей ДОУ. Теневой театр «Бабушкина сказка». Сказка «Щелкунчик». Музыкальная сказка по татарской народной сказке «Оч кыз». Сказка «Муха Цокотуха». Участие в конкурсах различного уровня. Выводы: Дети подготовительной группы стали доброжелательнее, внимательнее. Воспитанники пополнили словарный запас, усовершенствовали танцевальные и певческие навыки. Заучивание текста способствовало укреплению памяти. Дети, родители и педагоги сплотились единой творческой деятельности и получили радость от полученных результатов. Совместное изготовление атрибутики для постановки театра вызвал любознательность и исследовательский интерес и у детей, и у родителей. В процессе работы обеспечивался единый процесс индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.