Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Евстафьева Розалия Мирхазияновна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 24 "Росинка" комбинированного вида ЕМР, г. Елабуга


В своей работе использую современный подход к всестороннему развитию дошкольника и готовности к обучению в школе. В данной работе задачи музыкального воспитания реализуются во всех ее направления, актуальна и современна, это итог планомерного и систематического взаимодействия педагогов, музыкального руководителя, детей и родителей.
Интегративный подход позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, движением, словом.
Выбор литературного произведения, музыкального материала и организация стимулирует развитие личностных качеств будущего школьника, приобщая его к истокам народной культуры своей страны, народной музыке и танцам.
Проблема
Не достаточное освоение и развитие:
- Игрового творчества, навыков художественного исполнения различных образов.
- Формирования мышления, фантазии, воображения, активности и самостоятельности.
- Знакомство детей с окружающим миром, культурой, нравственными нормами, законами жизни.
Актуальность
-Дети приобретают умения, навыки и способность вступать в контакт со сверстниками, обеспечивается взаимосвязь с другими видами деятельности педагогического процесса.
-Через познание литературного произведения формируется опыт социальных навыков поведения, самовыражения, свободы действия.
-Дети приобщаются к духовным ценностям нравственной направленности.
-Создается пространственная среда для развития личности, знаний и социализации будущего школьника, решать ситуационные проблемы, преодолевать робость, неуверенность и застенчивость.
- Развивается выразительная, речевая интонация и память у старших дошкольников.
Цель: Раскрыть творческие способности, учитывая индивидуальные особенности, интересы, любознательность и склонности старшего дошкольника.
Формировать и развивать интеллектуальный и социально – эмоциональный потенциала дошкольника для успешного обучения в школе.
Новизна: Обеспечивается право на свободу выбора ребенка, баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детского коллектива.
- Учитывается поло ролевые особенности (мальчик, девочка)
- Развитие эмпатии (умение решать проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа).
- Взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыка, татарский язык, изобразительная деятельность, развитие речи, игровая деятельность).
- Не традиционный подход в режиме ДОУ: нерегламентированная организованность с участием родителей, педагогов и детей в условиях совместной театрализованной деятельности.
Задачи: Развивать у детей социальные навыки. Общительность, дружелюбие, нравственные категории правил жизни: (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).
- Активизировать к театральной деятельности, используя различные формы общения с детьми, связывая слово с действием.
- Обогащать словарный запас, способствовать развитию артикуляционных навыков, пониманию художественных образов.
-Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
-Мотивировать родителей к совместной практической деятельности с педагогическим коллективом, вызвать у детей радость от полученных результатов.
Литературный обзор: Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Через театрализованную деятельность оказывается позитивное влияние на детей.
- Возможности театрализованной деятельности: умственное развитие, совершенствование звуковой культуры речи, активизация словарного запаса.
- Совершенствуется умение излагать свои мысли, передавать настроение персонажей.
- Развивается самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе.
Источник: «Театрализованные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений. Махнев М.Д.
«Кукольный театр- дошкольникам» Т.Н Караманенко, Ю.Г. Караманенко.
«Сказки и пьесы для семьи детского сада» Т.Рик
«Фольклорный праздник» Г.М. Науменко
Журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная политра».
Методика, информационный ресурсы:
- Учебно - методическая литература.
- Музыкального материал: танцевальные композиции, музыка к художественным образам героев, песенный материал, фоновое сопровождение, звуковые эффекты.
Технология: «Хор рук» по методике Т. Боровик. Развитие координации движений рук, совершенствование артикуляции. Развитие ручной моторики, совершенствовать точность выполнения движений пальцев рук с речью и согласованность движений, культура и техника речи.
Коммуникативные танцы для детей А.И. Буренина. Использовать такой прием как “Танцы сидя”, в движении участвуют то один то другие части тела (руки, пальцы, ноги, голова, плечи). Танцевальные этюды, пантомимы. Фрагменты музыки из балета «Щелкунчик».
Логоритмика, упражнения для рук. Речь - пение артикуляционные и речевые упражнения. Песни татарских композиторов, музыка для танцев, музыкальный фон. Использовать татарскую народную музыку.
«Вокально-хоровая работа» автор Картушина О.
Мнемотехника – методы и приемы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, пантомима.
Материально – техническая база: Музыкальный центр, музыкальный инструмент, видео ролики, компьютер, репродукции, иллюстрации.
Планирование занятий: Занятие планируются по какой-то определенной сказке, но в течение года проводится работа над нескольким сказками по одному и тому же алгоритму. Проводятся проверочные занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала (генеральные репетиции). По окончании работы над сказкой устраиваются для детей и их родителей семейные просмотры премьер. Для этого создаются пригласительные билеты, на представление, которые изготавливаются силами детей.
Использование приемов: Выбор детьми роли по желанию (выслушивать ответы и предложения детей)
- Назначение на роли детей (предложить робким, застенчивым)
- Распределение ролей (по карточкам, фанты).
- Проигрывание ролей в парах (выделять время на осмысление диалога, поощрение)
- Исполнение отрицательных персонажей. (требует наблюдения и индивидуального подхода, мотивируя умение играть любые роли)
- Домашнее задание для детей и родителей.
Основные принципы: частая смена полей активности детей на занятиях и их интеграция - движение - танец (основные виды движения)
- речь - пение (артикуляционные и речевые упражнения)
- ритмика - пантомима («звучащие» жесты)
Этапы реализации: Предварительная
- Выбрать произведение наиболее близкое и интересное детям подготовительной группы.
Основная: Знакомство с текстом литературного произведения (воспитатель), введение в тему, создание эмоционального настроения, жеста, мимики, движений, костюмов.
- Выразительное прочтение произведения и беседа с детьми, пояснить помочь ребенку понять и выразить свои чувства.
- Просмотр иллюстраций, видео, аудио роликов.
- Распределение ролей.
- Разучивание текста в разных формах (в движении, лежа, стоя). Путем позитивного внушения, удивления, восхищения подвести детей к хорошим результатам.
- Использование средств речевой выразительности, передавая характер героев сказки, используя сочетание музыки, пения, речитатив. Подражать голосу педагога, произносить слова с разной интонацией.
-Побуждение к свободной деятельности: имитационным движениям, передавать характер персонажей в движениях, танцах. Учитывать связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, интонацией, логическим ударением).
- Групповые занятия для детей участвующих в общих танцах в игровой форме.
- Индивидуальные занятия произвольной формы. (текст, песня, танец).
- Работа с родителями, домашние задания разного характера.
- Мотивация на успех участников проекта через позитив, эмоции.
Заключительная: Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности (самовыражение, свобода действия, воображение).
- Показ детьми готового спектакля.
- Поощрение детей и родителей после успешного завершения работы.
Результаты: Приняли участие подготовительные группы.
Коллективная работа над драматизацией сказок и активное участие родителей в творческом процессе.
Хорошие показатели актерского мастерства, повышение самооценки, активизация речи, творческого потенциала воспитанников.
Включение театрализованной деятельности в образовательный процесс.
Состоялся показ сказок для детей ДОУ.
Теневой театр «Бабушкина сказка».
Сказка «Щелкунчик».
Музыкальная сказка по татарской народной сказке «Оч кыз».
Сказка «Муха Цокотуха».
Участие в конкурсах различного уровня.
Выводы: Дети подготовительной группы стали доброжелательнее, внимательнее. Воспитанники пополнили словарный запас, усовершенствовали танцевальные и певческие навыки. Заучивание текста способствовало укреплению памяти. Дети, родители и педагоги сплотились единой творческой деятельности и получили радость от полученных результатов. Совместное изготовление атрибутики для постановки театра вызвал любознательность и исследовательский интерес и у детей, и у родителей. В процессе работы обеспечивался единый процесс индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Сентябрь 2022