Конференции

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Карташова Елена Николаевна
учитель математики
ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова», Саратовская область


В современном, постоянно меняющемся мире образование выходит на принципиально новый уровень в том числе благодаря инновационной деятельности педагога, необходимость которой продиктована требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
В педагогической науке под инновационной деятельностью понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Инновационная деятельность играет особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога и во многом зависит от инновационного потенциала педагога, который характеризуется следующими основными параметрами:
·      творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;
·      открытость личности новому, отличному от своих представлений;
·      культурно-эстетическая развитость и образованность;
·      готовность совершенствовать свою деятельность;
·      развитое инновационное сознание.
В образовательном учреждении инновационная деятельность педагога сводится к внедрению в процесс обучения инновационных педагогических технологий, которые способствуют формированию активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Это, прежде всего, использование новейших информационных технологий, внедрение компетентностного подхода в образовании, реализация развивающего, дифференцированного, проектного, проблемного, программированного, модульного и др. обучения.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий является одной из важных составляющих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. IT-технологии, в совокупности с другими правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Например, использование на уроке ИКТ-технологий способствует развитию у обучающихся наглядно-образного мышления, внимания, памяти, позволяет создать положительную мотивацию, а самостоятельное создание учениками мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, можно использовать в качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к познавательной деятельности. Также информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса.
Используются IT-технологии и для устных упражнений: работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности, что особенно хорошо в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Таким образом, опыт работы показывает, что сущность инновационной деятельности педагога состоит в ориентации образовательной деятельности на потенциальные возможности учащихся и их реализацию, а использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет дифференцировать учебную деятельность обучающихся, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности и стимулирует их умственную деятельность.
Сентябрь 2022