Конференции

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Каунина Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ, п. Кинельский

Дополнительное образование на сегодняшний день является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие интеллектуально-творческой личности ребенка.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.
Целью дополнительного образования является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности, ценностно-смысловое развитие ребенка.
Преобразования, происходящие во всех сферах современного российского общества, затронули и систему дополнительного образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий и возможностей для полноценного развития личности ребенка, проявления его индивидуальности. Важную роль в реализации данной целевой установки должны сыграть организации дополнительного образования, обладающие существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих стремлений детей.
Сегодня проблема воспитания вышла на первый план. Известно, что без воспитания ни одно общество существовать не может. Воспитание — это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс ее сущностного развития.
Важно учитывать специфику дополнительного образования детей, его отличия от основного (базового) образования. Основное образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное (базовое) направлено на воспроизводство культуры нации; а дополнительное образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека в этой культуре. Объективно воспитательный аспект современного дополнительного образования детей преобладает, это вид и подвид образования, который сегодня выступает в единстве его двух неразрывных частей — обучения и воспитания. Сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.
Воспитание в дополнительном образовании детей рассматривается как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру.
Интеллект и творчество – то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Развитие творческих возможностей формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.
Сегодня перед обществом и, в первую очередь, перед образованием, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Воспитание в дополнительном образовании — по сути, восхождение к субъектности взрослеющего человека.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Дополнительное образование детей находится в стадии своего развития, все его участники стремятся к достижению лучших результатов, достижению высоких показателей своей деятельности не только на бумаге, но и на деле. Система такого образования не просто дополнение к общему или профессиональному образованию, это отдельный компонент всей системы образования РФ, которому необходимо изменяться с течением времени, впитывать в себя все инновации и быть на пол шага впереди. Ведь именно в руках дополнительного образования – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности подрастающего поколения страны.
Список литературы:
1. Голованов В.П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность. — В.П. Голованов. // Социально-политические исследования — 2020 — № 3 (8). — С. 123-132.
2. Буданова Г.П. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. // ПроДОД. 03.2020.
3. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 37.
Сентябрь 2022