Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мовчан Марина Эдуардовна
учитель физики, инженер
МБОУ СОШ № 1 им. И.Ф. Вараввы, ст-ца Староминская


Современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления, что обусловлено процессами мирового общественного развития, а также переживаемыми нашей страной коренными преобразованиями. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) невозможно организовать образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества, состояние которого характеризуется техническим и информационным насыщением, при котором темп смены техники и технологий опережает темп смены поколений. Вследствие бурного развития сетевых технологий наметилась прочная и устойчивая тенденция к тому, что преобладающим действием с информацией становится не ее продуцирование, а распространение, тиражирование, т.е. коммуникации. При этом коммуникация понимается нами в самом широком смысле – не только в плане непосредственного межличностного общения, но и как взаимодействие человека с окружающей информационной средой. Если раньше использовать отдельные, практически автономные понятия информационные понятия и коммуникационные технологии, то в настоящее время рациональнее и целесообразнее говорить об их интегративном единстве и использовании понятия ИКТ.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
В сложившихся условиях современной школе необходимы такие учителя начальных классов, которые владеют знаниями и умениями компетентного использования ИКТ в профессиональной деятельности, обладающие сформированной информационно-коммуникационной компетентностью. Актуальность настоящей статьи определена стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий, позволяющих использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения школьников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является – внеурочная деятельность. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность – это нетрадиционный урок, однако и она направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС НОО. При этом внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех задач, которые не удается решить на уроке.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. В связи с этим, учитель должен быть готов к участию и реализации внеурочной деятельности с учащимися, уметь планировать её.
Целью организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования является обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:
¾       проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
¾       организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
¾       аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.
Разделение результатов внеурочной деятельности на три уровня позволяют педагогам:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и ясным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Таким образом, в соответствии с ФГОС внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования наших детей. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды школы. В процессе внеурочной деятельности для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном и воспитательном процессах является мощным инструментом, побуждающем учеников к более глубокому познанию предмета или раскрытию определённой темы классных часов, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств школьников и развитие их способностей. Применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочной деятельности начальной школы, позволяет разнообразить формы и средства получения информации, знаний повышающих творческую активность учащихся. Использование компьютерных технологий становится все более востребованным в начальной школе. Появляется все больше возможностей использования ИКТ с младшими школьниками:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание презентации на определенную тему по учебному материалу;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности начальной школы позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом познавательной, творческой деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, более творческому подходу к решению различных нравственных ситуаций. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления внеурочной работы в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет:
- проводить мероприятия, классные часы на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность;
- привлекать большое количество дидактического материала.
- обеспечивать высокую степень дифференциации при обсуждении различных вопросов индивидуального и группового характера.
- вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
- дать первоначальное представление о компьютере;
- научить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения поставленных перед ним задач.
В своей работе можно эффективно использовать готовые мультимедийные продукты и обучающие программы, создавать собственные мультимедийные презентации. С помощью MS Word разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, викторины, конкурсы… Использование дидактических материалов на занятиях, классных часах с применением компьютерных технологий не только оживляет занятие (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышает мотивацию познания учащихся.
Таким образом, применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества обучения и воспитания младших школьников.
Имея в кабинете интерактивную доску можно разнообразить внеурочную работу класса. Компьютер объединяет учителя, учеников, родителей. Проведение классных часов, внеклассных мероприятий – конкурсов, викторин, родительских собраний также не обходятся без использования компьютера. Родители и дети при этом могут стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Они помогают в создании компьютерных презентаций по различной тематике.
В проведении родительских собраний широко используется ИКТ (анкетирование родителей, показ презентаций на тему собрания, например «Мой ребёнок гиперактивен!», «Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться в школе…») После просмотра таких презентаций идёт глубокое обсуждение вопросов, проблем, путей решения сложившихся ситуаций, что позволяет развитию понимания между учителем и родителями.
Проведение классных часов с использованием ИКТ всегда успешно. На таких классных часах нет равнодушных. Приведу пример. В феврале 2020 года я проводила классный час с презентацией, посвящённый Сталинградской битве. Во время просмотра фотографий разрушенного Сталинграда, измученных солдат, взрослых и детей войны, в классе была абсолютная тишина, дети были поражены увиденным. У некоторых на глазах появлялись слезы. Я думаю, этот классный час они запомнят надолго. Еще один пример: классный час «Мы – против вредных привычек». Просмотрев презентацию, дети увидели все последствия приема наркотиков. Фотографии укрепили негативное отношение детей к вредным привычкам. Они бурно обсуждали увиденное, а потом оформили выставку плакатов по этой теме. Много классных часов с использованием ИКТ (интерактивная доска) можно проводить для развития памяти, логического мышления, воображения учащихся. Очень нравятся ребятам игры «Умники и умницы», «Викторины по ПДД», «Красная книга!», «Здоровый образ жизни!», На слайдах размещаются различные задания: кроссворды, чайнворды, ребусы, задачи на логическое мышление и т.д. Играют две команды: команда учеников и команда учителя. Если команда учеников правильно отвечает на задание - ей прибавляются баллы, если неправильно – баллы получает учитель. Таким образом, дети не только учатся мыслить, выбирать из предложенных решений правильное, но и все больше осознают себя членами одного коллектива. Таким образом, воспитываются дружеские отношения между учащимися.
Таким образом, использование ИКТ во внеурочной работе позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций;
2. Принцип доверительности;
3. Принцип обратной связи.
А также расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования.
Также применение ИКТ в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников.
Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.
Преимущества:
- эффективность обучения;
- индивидуализация обучения;
- повышенная мотивация обучения;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- эффект обратной связи;
- развитие у обучающихся продуктивных функций и психических процессов;
- повышение интереса к изучаемому предмету.
Недостатки:
- нарушение зрения;
- проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
- компьютерная радиация, компьютерная зависимость.
Поэтому необходимо использовать ИКТ согласно нормам СанПин.
Исследования показали, что применение современных информационных технологий во внеурочной деятельности - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Подводя итоги, следует отметить, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого определённый запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Август 2022