Конференции

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ В ИЗОСТУДИИ")

Пухова Татьяна Вениаминовна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДЮЦ «Калейдоскоп», филиал клуб "Огонёк", г. Екатеринбург

1.         Сегодня в мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются учебные программные средства, которые могут быть использованы в обучении учащихся.
Невозможно представить работу студии изобразительного искусства без наличия электронного ресурса, который может быть использован в качестве иллюстраций учебного материала, поддержки учебного материала, задания, тесты для проверки теоретического материала, как источник учебного материала.
Часть электронного ресурса может быть разработана в форме мультимедийных презентаций, которые послужит как наглядность при фронтальной работе, так и как интерактивное средство обучение.
В настоящее время появилось большое количество электронных образовательных доступных, бесплатных, качественных и комплексных в методическом и эргономическом отношении, свободно распространяемых ресурсов. Преподаватель может выбрать и включить электронный образовательный ресурс, в свой собственный курс.
Обращение практической педагогики всех уровней к электронному (компьютерному) обучению к его дистанционным формам обусловлено несколькими причинами:
1)        Цифровизация экономики затрагивает все стороны жизни общества, включая образование.
Выпущен ряд законодательных и нормативных документов, которым должно следовать и соответствовать образовательная организация при использовании электронного обучения.
В 2017 году была принята «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы», в которой указывается: «Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов».
В этом же, 2017 году принята Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой развитие и использование цифровых технологий представляется как необходимое условие дальнейшего экономического роста нашей страны. Одной из 9 подпрограмм является «Кадры цифровой экономики», в которой устанавливаются задачи ИТ-подготовки кадров для современной экономики.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) – исходные определения, общие требования к организации образовательной деятельности.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» – конкретизация положений З-на об Образовании в части организации и применения ЭО, и ДОТ.
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) – задачи, связанные с внедрением ЭО и ДОТ в образовательный процесс;
Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (с изм. На 01.08.2020) – структура, показатели и этапность развития ЦОС в России, выделение уровней ЦОС (федеральный, региональный, муниципальный);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2019 № Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) ». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва – требования к компетенциям педагога, в том числе информационно-технологических.
2)        Наличие образовательных ресурсов.
3)        Наличие доступной техники у преподавателей и учащихся.
В учебном процессе доступна техника (ноутбуки, планшеты, смартфоны), что позволяет использовать элементы электронного оборудования как в аудиторной работе (без специализированных классов), так и в домашней.
2.         При существующем в настоящее время разнообразии технических средств, программных приложений и электронных учебных материалов у преподавателя всегда есть возможность выбора оптимального решения стоящей задачи с точки зрения использования ресурсов.
В учебном процессе должны использоваться информационные технологии и образовательные ресурсы, отвечающие современному уровню технологического и методического развития.
К современным технологическим направлениям применения цифровых технологий в учебном процессе следует отнести облачные и мобильные технологии. Мультимедийные объекты – видеофрагменты, скринкасты, звуковое сопровождение, анимация, инфографика – включаются преподавателем в учебные ресурсы и используются учащимися в своей самостоятельной работе.
Для процессов внедрения и использования цифровых технологий в образовательном процессе необходимы ресурсы: финансовые (связанные с приобретением и сопровождением техники, программного обеспечения и учебного контента), временные затраты преподавателя на подготовку средств и учебных материалов для применения цифровых технологий обучения и временные затраты преподавателя в процессе их применения.
Сокращение финансовых затрат связано, в первую очередь, с обращением к облачным технологиям хранения и обработки информации. Облаками решается целый ряд вопросов: не нужно приобретать лицензионное программное обеспечение, учащиеся получают возможность использовать расширенный программный инструментарий в аудиторной и в самостоятельной работе, для учащихся обеспечивается доступ к учебному контенту. В задачах управления учебным процессом преподаватель использует облачные ресурсы, такие как Google Suite for Education, аппаратные системы типа Moodle, Sakai, e-Learning-4G и другие, расширяющие возможности применения информационных технологий на занятиях при изучении дисциплины.
Преподавателем создается среда для оптимального обучения конкретной дисциплине – контент, методику, организацию учебной деятельности и управление.
Функции цифровой технологии обучения:
ресурсная – хранение структурированного учебного контента;
коммуникационная – обеспечение удаленного доступа к контенту обучаемых и преподавателя, их сетевое взаимодействие;
организационно-управленческая – наличие сервисов для управления ходом обучения со стороны преподавателя (календарь, дистанционная выдача-прием-оценивание учебных заданий, журнал успеваемости и т.п.);
инструментальная – обеспечение доступа учащихся к приложениям и сервисам, необходимым для просмотра контента и для самостоятельной работы.
Размещение учебных материалов, структурированных по установленному преподавателем принципу (по модулям, согласно содержанию учебника, по видам деятельности в системе управления обучением (Learning Management System – LMS). Оff-line материалы делаются доступными для скачивания учащимися с последующим изучением на локальном компьютере, планшете или смартфоне.
3.         Проект: «Основы цветоведения» представляет собой цифровую образовательную среду, размещенную в облачном хранилище LMS Google Classroom.
1)        Модульная структура и контент 3-х дистанционных последовательных занятий из одного раздела. Количество модулей на уроке – не менее трёх. Темы уроков: Основные цвета. Тёплые и холодные цвета. Хроматические, ахроматические цвета.
Для каждого модуля разработано содержание с указанием необходимых цифровых образовательных ресурсов и ссылок.


В содержании предусмотрены, разработанные на платформах: Joyteka: интерактивное видео, квест-комната; learningapps, testpad, mindmeister интерактивное задание; infograph.venngage; interacty и другие.
Цель цикла из 3-х уроков формирование цветовосприятия.
Задачи уроков познакомить учащихся с основами цветоведения:
дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета;
холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
учиться ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета;
находить гармонические цветовые сочетания;
воспитывать художественный вкус;
развивать творческую фантазию.
сохранять здоровье детей путём чередования видов труда и средств наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Тип Урока: комбинированный. План урока, учебного занятия строится из нескольких составных частей, предусматривающих различный характер учебной деятельности (изложение теоретического материала, закрепление, освоение алгоритма практических действий, контроль). Сценарий занятия собирается из модулей.
Системы управления обучением – используются для доступа к учебным ресурсам и для управления учебной работой учащихся как в режиме он-лайн, так и офф-лайн; примеры: Google Classroom, Moodle, Online TestPad и другие.
Август 2022