Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пророкова Ольга Шамильевна
воспитатель
МОУ "Райсемёновская СОШ" дошкольные группы,
г. о. Серпухов, д. Райсемёновское


Актуальность музыкально-театрализованных занятий с применением цифровых средств заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в театрализованной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
В связи с этим, можно выделить положительную роль театрализованных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия.
Считаю важным поделиться сегодня опытом использования технологии театрализованной деятельности в своей работе, так как для детей с ОВЗ, с которыми я работаю эта деятельность напрямую связана с результатом развития.
Успешное осуществление задач коррекционной деятельности зависит от педагогически обоснованного выбора её форм и методов, от правильной организации всей жизни детей с нарушениями в развитии.
Практика показала, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным методом коррекционной работы, так как создаются благоприятные для детей с ОВЗ условия позитивного взаимодействия друг с другом и взрослыми.
Театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитие коммуникативных качеств личности, а также воображение, фантазии.
Повышение эффективности образовательного процесса, развитие у детей устойчивого познавательного интереса к процессу обучения, создание положительной эмоциональной обстановки - все эти задачи помогут решить театральные и информационно-коммуникативные технологий.
С помощью театрализованной деятельности образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения.
Детям очень нравится выполнять задания в игровой и сказочной атмосфере.
Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрализованная деятельность в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).
Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору.
Посредством организации театрализованной деятельности мы учим детей играть друг с другом, прививаем элементарные навыки взаимодействия с людьми, развиваем внимание, учим культуре поведения в общественных местах и формируем навыки личной гигиены и самообслуживания.
Также проведение театрализованной деятельности способствует улучшению физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, положительно влияет на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений и формирование душевного равновесия.
В своей работе по воспитанию и обучению детей с ОВЗ мы активно внедряем информационные технологии, которые большую роль играют в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
Информационные технологии позволяют нам дополнить содержание работы по театрализованной деятельности - увеличивают возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников, особенно в тех случаях,
когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно.
Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную.
В результате работы педагога с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование у детей социально-коммуникативного развития, восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом.
Здесь опять на помощь могут прийти информационные технологии.
Ещё одним очевидным достоинством использования интерактивной панели или экрана является усиление наглядности, так как уровень наглядности, представленный на экране компьютера или интерактивной панели, значительно выше, чем в пособиях на печатной основе, так как реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения и видеофрагментов.
Особенно яркое впечатление у воспитанников оставляют видео фрагменты театрализованной деятельности или чтение художественной литературы, заранее подготовленные родителями и присланные для включения в содержание коррекционной работы.
Также данные видео сюжеты являются отличным соединительным звеном при переходе детей от одного вида деятельности к другому.
В подготовку видео сюжетов зачастую бывают вовлечены родители, сейчас вы можете наблюдать это на экране.
Максимальное развитие личности каждого воспитанника осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей.
Имеющееся у нас оборудование является отличным проводником в ходе организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
С помощью интерактивного экрана или панели мы вместе с детьми рассматриваем познавательные презентации с изображениями сказочных животных, героев сказок, вспоминаем экскурсии, которые мы совершили все вместе и многое другое.
Также в нашей группе есть своя традиция отмечать день рождения детей театрализованными постановками с непосредственным участие любимых сказочных героев.
Ещё свои таланты дети демонстрируют на праздниках, досугах и других мероприятиях.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что театрализованные занятия являются эффективным средством в организации коррекционной работы с детьми ОВЗ и, в частности, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Библиографический список
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.- №4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003.
3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г.,«Современные педагогические технологии в ДОУ»,2011.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. -
5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
6. Информационные технологии в образовании-2011. Сборник научных трудов участников ХI научно-практической конференции-выставки, 2011.
7. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.
8. Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
9. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.
10. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
Август 2022