СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ ИНОСТР
Абросимова Оксана Сергеевна преподаватель английского и немецкого языков ГБПОУ РО "Волгодонский техникум общественного питания и торговли"
Одной из главнейших задач преподавателя является повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. В наши дни пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий. Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что студенты сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий. И поэтому игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Применение на уроках английского языка игровых технологий повышает у учащихся интерес к изучаемому предмету, то есть помогает положительно мотивировать ученика на изучение иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками. Существуют разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Цели применения игровых технологий Обучающая – развивать память, внимание, воображение, речевые умения. Развивающая – развивать творческие способности учащихся, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Воспитательная – воспитание вежливости, взаимопомощи, общительности. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного интенсивностью обучения иностранному языку. Игры на занятиях на иностранном языке – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения. Эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. В игре обучаемые запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается. Игра является той самой деятельностью, которая создает эмоционально стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию. Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время. Применение игр в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Игра должна быть: хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована; снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся; проводится в доброжелательной, творческой атмосфере; не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным. В соответствии с системой обучения иностранному языку обучающие игры разделяют: · Грамматические · Лексические · Орфографические · Фонетические По характеру игровой методики игры делятся на: Предметные; Сюжетные; Ролевые; Деловые; Имитационные; Игры-драматизации. Игры-соревнования Игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Игровые пособия на печатной основе Boardgame «Special Questions» с помощью этой игры студенты практикуют времена Present Simple, Past Simple, Future Simple. Перед игрой учитель должен дать некоторые указания: например, числа 1и 2 на кубиках будут означать Настоящее простое, числа 3 и 4 – прошедшее простое, числа 5 и 6 - будущее простое. Эта инструкция должна быть написана на доске или бумаге, чтобы ученики хорошо видели. Студенты по очереди бросают кубики. Каждый ученик перемещает свою фишку на квадрат в соответствии с номером на кубике. Число на кубике также означает, какое грамматическое время он должен использовать, чтобы задать вопрос. Pizza Scrambles - набор, созданный на отработку наречий частоты (always, usually, never, sometimes, often, seldom) в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях времени Future Simple. Ход работы: Студенты могут работать либо индивидуально, либо в парах или мини-группах, на скорость. Также можно использовать индивидуальные соревнования с таймером. Задача студента - правильно сложить предложение из данных слов на пицце, учитывая положение наречий частоты. + в центре пиццы означает, что предложение не требует вспомогательного глагола в отрицании (won't) - в центре пиццы означает, что предложение требует вспомогательного глагола в отрицании (won't) ? в центре пиццы означает, что предложение вопросительное и, соответственно, будет требовать вспомогательного глагола (will) Bla-bla New Year – карточки с вопросами, связанные с Новым Годом. (развитие речи, умение отвечать на вопросы, закрепление темы: Порядок слов в предложении). Игры-презентации. Ссылки на сайты с играми по изучению английского языка: Грамматические игры, игры для пополнения словарного запаса и др. - www.marks-english-school.com На сайте находятся игры: Hangman, Spelling Power, Grammar Talk, True or False, Mystery Squares, Great Walk а также кроссворды. - www.english-portal.com Сайт на английском языке: игры, тесты, викторины, двуязычные игры и т.д. - www.manythings.org На сайте находятся различные интересные игры по изучению английского языка, а также английские кроссворды. - www.englishclub.net На сайте представлены следующие категории игр и не только игр: Battleships, Crosswords, Ding Things, Fiendish Games, Forum Games, Hangman, Homophones, Memory, Odd One Out, Scramble, Vocabulary Game, Wordsearch Game, Wordsquare Game, Quizzes Page, English Tests Page. - www.learnenglish.de https://www.languageguide.org/english/vocabulary/Сайт включает в себя несколько различных игр для изучения английского языка, плюс кроссворды. https://www.funbrain.com/Огромное количество обучающих flash игр для детей. https://www.learnenglish.de/gamespage.html#fiendishНа сайте представлены следующие категории игр и не только игр: Battleships, Crosswords, Ding Things, Fiendish Games, Forum Games, Hangman, Homophones, Memory, Odd One Out, Scramble, Vocabulary Game, Wordsearch Game, Wordsquare Game, Quizzes Page, English Tests Page. Игры на лексику: 1. Trolley Dash: одна из самых интересных онлайн игр! Вам предстоит сходить в супермаркет и купить там продуктов в соответствии с заданным списком покупок за 60 секунд. https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/fun-games С помощью игровых технологий: · учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, · группа объединяется единой деятельностью, · создаётся благоприятный климат общения, · группа превращается в субъект учебного процесса, · каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. Игровые технологии – это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес учеников к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников. Литература: Агаджанян, И. В. Игра как мотивация при обучении английскому языку / И. В. Агаджанян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 429-432.