Конференции

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ ИНОСТР

Абросимова Оксана Сергеевна
преподаватель английского и немецкого языков
ГБПОУ РО "Волгодонский техникум общественного питания и торговли"


Одной из главнейших задач преподавателя является повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В наши дни пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий. Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что студенты сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий. И поэтому игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе.
Применение на уроках английского языка игровых технологий повышает у учащихся интерес к изучаемому предмету, то есть помогает положительно мотивировать ученика на изучение иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.
Существуют разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство.
В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.
Цели применения игровых технологий
Обучающая – развивать память, внимание, воображение, речевые умения.
Развивающая – развивать творческие способности учащихся, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Воспитательная – воспитание вежливости, взаимопомощи, общительности.
Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного интенсивностью обучения иностранному языку.
Игры на занятиях на иностранном языке – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения.
Эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. В игре обучаемые запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается. Игра является той самой деятельностью, которая создает эмоционально стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Применение игр в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Игра должна быть:
хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
В соответствии с системой обучения иностранному языку обучающие игры разделяют:
·           Грамматические
·           Лексические
·           Орфографические
·           Фонетические
По характеру игровой методики игры делятся на:
Предметные;
Сюжетные;
Ролевые;
Деловые;
Имитационные;
Игры-драматизации.
Игры-соревнования
Игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные)
По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные.
Игровые пособия на печатной основе
Boardgame «Special Questions» с помощью этой игры студенты практикуют времена Present Simple, Past Simple, Future Simple. Перед игрой учитель должен дать некоторые указания: например, числа 1и 2 на кубиках будут означать Настоящее простое, числа 3 и 4 – прошедшее простое, числа 5 и 6 - будущее простое. Эта инструкция должна быть написана на доске или бумаге, чтобы ученики хорошо видели. Студенты по очереди бросают кубики. Каждый ученик перемещает свою фишку на квадрат в соответствии с номером на кубике. Число на кубике также означает, какое грамматическое время он должен использовать, чтобы задать вопрос.
Pizza Scrambles - набор, созданный на отработку наречий частоты (always,
usually, never, sometimes, often, seldom) в утвердительных, отрицательных и
вопросительных предложениях времени Future Simple. Ход работы:
Студенты могут работать либо индивидуально, либо в парах или мини-группах, на скорость. Также можно использовать индивидуальные соревнования с таймером.
Задача студента - правильно сложить предложение из данных слов на пицце, учитывая положение наречий частоты.
+ в центре пиццы означает, что предложение не требует вспомогательного
глагола в отрицании (won't)
- в центре пиццы означает, что предложение требует вспомогательного
глагола в отрицании (won't)
? в центре пиццы означает, что предложение вопросительное и,
соответственно, будет требовать вспомогательного глагола (will)
Bla-bla New Year – карточки с вопросами, связанные с Новым Годом. (развитие речи, умение отвечать на вопросы, закрепление темы: Порядок слов в предложении).
Игры-презентации.
Ссылки на сайты с играми по изучению английского языка:
Грамматические игры, игры для пополнения словарного запаса и др. - www.marks-english-school.com
На сайте находятся игры: Hangman, Spelling Power, Grammar Talk, True or False, Mystery Squares, Great Walk а также кроссворды. - www.english-portal.com
Сайт на английском языке: игры, тесты, викторины, двуязычные игры и т.д. - www.manythings.org
На сайте находятся различные интересные игры по изучению английского языка, а также английские кроссворды. - www.englishclub.net
На сайте представлены следующие категории игр и не только игр: Battleships, Crosswords, Ding Things, Fiendish Games, Forum Games, Hangman, Homophones, Memory, Odd One Out, Scramble, Vocabulary Game, Wordsearch Game, Wordsquare Game, Quizzes Page, English Tests Page. - www.learnenglish.de
https://www.languageguide.org/english/vocabulary/Сайт включает в себя несколько различных игр для изучения английского языка, плюс кроссворды.
https://www.funbrain.com/Огромное количество обучающих flash игр для детей.
https://www.learnenglish.de/gamespage.html#fiendishНа сайте представлены следующие категории игр и не только игр: Battleships, Crosswords, Ding Things, Fiendish Games, Forum Games, Hangman, Homophones, Memory, Odd One Out, Scramble, Vocabulary Game, Wordsearch Game, Wordsquare Game, Quizzes Page, English Tests Page.
Игры на лексику:
1. Trolley Dash: одна из самых интересных онлайн игр! Вам предстоит сходить в супермаркет и купить там продуктов в соответствии с заданным списком покупок за 60 секунд.
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/fun-games
С помощью игровых технологий:
·           учащиеся освобождаются от ошибкобоязни,
·           группа объединяется единой деятельностью,
·           создаётся благоприятный климат общения,
·           группа превращается в субъект учебного процесса,
·           каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.
Игровые технологии – это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес учеников к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.
Литература:
Агаджанян, И. В. Игра как мотивация при обучении английскому языку / И. В. Агаджанян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 429-432.
Август 2022