Конференции

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Мулдашева Светлана Викторовна
заместитель директора по УР, ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова»
Мулдашев Роман Мадиевич
старший преподаватель, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов


В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, что неразрывно связано с информатизацией всех сфер человеческой деятельности.
Информатизация образования как приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества [1] и обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2], сегодня становится ведущим направлением по построению школы.
Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы образования: изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную среду (ИОС), под которой в Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» понимается программно-телекоммуникаци онное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет [3].
В контексте ФГОС ООО информационно-образовательная среда учебного заведения рассматривается как система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Она включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образова тельной среде [4].
ИОС способствует формированию единого информационного пространства образовательного учреждения, являющееся не только частью единой информационно-образовательной среды в РФ [3], но и частью современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, создание которой является одним из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе. Вторым немаловажным направлением, напрямую связанным с формированием ИОС учебного заведения, является повышение качества образования путем расширения использования ИКТ для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования [5].
В статье 16 ФЗ РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ [6].
Информационные ресурсы, формируемые образовательными организациями, согласно статье 29 ФЗ РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» должны быть открытыми и общедоступными [6], что обеспечивается посредством ведения электронного дневника и электронного журнала успеваемости обучающихся, регламентируемых Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [7], и размещения информации об образовательной деятельности в информационно-телекоммуника ционных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуни кационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 1802 [8].
Одним из инструментов методической поддержки образовательных организаций в части соблюдения ими требований действующего законодательства по размещению информации на официальных сайтах образовательных организаций являются приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 года № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» [9] с соответствующими изменениями.
Появление новых технологий и ускорение процессов обмена информацией значительно усложнило решение вопросов о достоверности получаемой информации. Технически проблема подтверждения подлинности информации, содержащейся в электронном документе, решается путем использования электронной подписи. Принятый 06.04.2011 года закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и другие федеральные законы и нормативные правовые акты обеспечивают правовые условия использования электронной подписи. В частности, они признают, что информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, является электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью [10].
Конечно, это далеко не весь перечень правовых норм, регламентирующих процессы информатизации сферы образования, но уже они показывают, что у образовательного учреждения есть определенный круг обязанностей по соблюдению норм электронной конфиденциальности, свободы информации, защиты данных и защиты авторских прав законодательством.
Список литературы
1. Семенов, А.Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования. – 2005. – № 3. – С. 248-270.
2. Сайков, Б. П. Энциклопедия учителя информатики: вып. 10 / Б.П. Сайков, И.Г. Семакин; ред. И. Г. Семакин. – // Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 20. – С.13-37.
3. Постановление Правительства РФ от 28.08.2001 года № 630 «О Федеральной целевой программе “Развитие единой образовательной информационной среды”».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897).
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
6. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 года № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 года № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».
10. Федеральный закон РФ от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Август 2022