Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АКТИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ермакова Полина Павловна
учитель-дефектолог, кандидат биологических наук
Ермаков Сергей Сергеевич
учитель трудового обучения
казённое общеобразовательное учреждение "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", с. Леуши, Кондинский район, ХМАО-Югра


Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. В общеобразовательных школах наряду со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы: это не только часто болеющие дети, но и дети с дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными нарушениями развития (задержка психического развития, интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра).
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное – не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Оптимальным для достижения этих целей в начальной школе является создание естественной игровой среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ: обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, с умеренной умственной отсталостью, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, расстройствами аутистического спектра. В профессиональной деятельности придерживаемся общих принципов и правил коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, а также используем активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях, и на различных этапах урока.
Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, благоприятно сказывающиеся на психологическом настрое. Например: упражнение «Установка».
«Привели голову в порядок (погладили, причесали себя пальчиками).
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»
Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо»
Разминка с использованием нейропсихологических упражнений, позволяющих получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, и способствующих эмоциональному развитию обучающихся. Просты в использовании во фронтальной работе такие упражнения, как «Шапка для размышлений», «Ленивые восьмёрки», «Качание головой», «Цветные дорожки».
«Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Мнемодорожка – это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.
Мнемотаблицы – это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета.
Кроме того, на уроке используем смену умственной и физической деятельности, динамические паузы, активные методы релаксации, позволяющие расслабиться, восстановить энергию.
Чередование умственной деятельности с элементами практической работы, где в ходе ручной умелости закрепляются знания и перерастают в умения.
На заключительном этапе занятия при работе с детьми с ОВЗ используем рефлексию настроения и эмоционального состояния, рефлексию деятельности. При этом важен приём с различными цветовыми изображениями, смайликами, карточками-схемами с лесенкой успеха или линейкой достижений.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Существующие традиционные формы и средства коррекционной работы на современном этапе дополнены появлением новых средств обучения, к которым и относятся интерактивные средства обучения. Интерактивные средства обучения – это такие средства, которые обеспечивают продуктивный диалог между педагогом и ребенком в процессе обучения, дают возможность осуществлять активное взаимодействие в режиме реального времени.
Главное дидактическое назначение интерактивных средств обучения состоит в том, чтобы приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Использование интерактивных средств обучения имеет важное место в коррекции недостатков познавательного развития, развития речи детей и способствует более эффективному и качественному усвоению и закреплению полученных умений в наиболее доступной и занимательной для ребенка с ОВЗ форме.
Интерактивные средства обучения оптимизирует учебный процесс, повышает школьную мотивацию, решает многие образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые в привычной традиционной ситуации для детей с ОВЗ могут быть затруднительны.
Интерактивное обучение понимается как форма организации познавательной деятельности обучающихся, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой дети взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, оценивают действия других и свое поведение, погружаются в атмосферу сотрудничества. То есть важными характеристиками интерактивного подхода являются: активное взаимодействие учащихся друг с другом или с объектами окружающего мира (интерактивная доска, планшет и др.) и обучение в процессе взаимодействия.
Несмотря на то, что интерактивный подход упоминается в учебниках, методических руководствах для педагогов, исследованиях в области обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, объектом специального изучения он не был. Вместе с тем, в той или иной степени изучены его методы.
Вследствие своеобразия мыслительной, речевой и эмоционально-волевой сфер не все методы интерактивного подхода могут быть эффективны для детей с умственной отсталостью. Например, дебаты, дискуссии, «мозговой штурм» не могут применяться в обучении этих школьников. В то время как разработка проектов, методы обучения в парах, группах, сюжетные игры рекомендуются учеными для широкого использования. Признается их роль в познавательном развитии, в обучении детей совместной деятельности, сотрудничеству, взаимопомощи.
На сегодняшний день используем такие интерактивные средства обучения, как «Smart Notebook», LearningApps.org, различные видеоредакторы, которые использую в своей педагогической практике во фронтальной работе с классом на коррекционно-развивающих занятиях и во внеурочной деятельности.
Доказана эффективность использования доски SMART board с программным обеспечением «Smart Notebook» в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.
Похожими функциями и возможностями обладает платформа LearningApps.org, которая создана для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов, готовых конструкторов для создания авторских упражнений на активизацию высших психических функций: сравнение, классификация, подбор признаков и многое другое. Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения.
Достаточно активно в последние годы рассматриваются вопросы, связанные с использованием метода проектов в эффективном обучении школьников с интеллектуальными нарушениями. Проектная деятельность тесно связана с жизнью и практикой, способствует самореализации обучающихся в учебной деятельности. Для реализации и презентации проекта, который должен завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатам, совместно с обучающимися используем онлайн-сервисы видеоредакторов. Обучающиеся приобретают знания в процессе решения практических задач, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Основной принцип – самостоятельность в действиях учащихся, учителю в рамках проекта отводится роль координатора, направляющего разнообразную деятельность учеников.
Необходимыми условиями интерактивного обучения детей с умственной отсталостью являются готовность обучающихся к интерактивному обучению (сформированность элементарных навыков взаимодействия), благоприятный психологический климат на уроке (занятии), стремление помогать друг другу; поддержание активности и инициативы обучающихся, индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, важным условием является готовность учителя к использованию интерактивного подхода.
Библиографический список
1.         Каштанова С.Н., Рябчун Н.И. Проектная деятельность на уроках письма и развития речи как средство здоровьесбережения умственно отсталых младших школьников // Здоровый образ жизни и охрана здоровья: сб. науч. статей II Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Сургут, 30 марта 2018 года). / ред. сост. А.Э. Щербакова / под общ. ред. М.А. Поповой. — 2018. — С. 195-197.
2.         Рябчун Н.И., Дмитриева Е.Е. Проектная деятельность как средство социализации школьников с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. – 2019, №65-3. – С.145-150.
3.         Скира Е.В. Формирование базовых учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью на уроках математики // Дефектология. – 2019. - №2. – С.54-62.
Яковлева И.М. Интерактивный подход в обучении детей с умственной отсталостью // XII международный теоретико-методологический семинар «Интерактивный подход в специальном и инклюзивном образовании». – 2020. – С. 28-32.
Август 2022