Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Алехина Алина Петровна
воспитатель
ГБОУ РМЭ "Козьмодемьянская школа - интернат", г. Козьмодемьянск


Наше время предъявляет к работе педагогов новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Компьютерные технологии набирают силу, и нужно идти в ногу со временем. В основе стандартов, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно - деятельностный подход. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению любого материала вне специальных условий обучения. У детей с интеллектуальными нарушениями низкая мотивация, они не могут организовать свою деятельность, многие из них, в силу своих индивидуальных особенностей, не могут самостоятельно выполнять задания, внимание у таких детей неустойчивое, непроизвольное. Необходимо постоянное повторение материала. Существует ряд трудностей на занятиях по внеурочной деятельности. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приёмы, которые способствуют повышению активности. Учащимся следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать деятельность, поощряя даже незначительные успехи. Наши воспитанники не всегда чувствуют своё единство с остальными людьми, что затрудняет их социализацию. И здесь очень органично вписывается во внеурочный процесс иcпользование ИКТ.
Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Включение в педагогический процесс компьютерных технологий способствует достижению одной из поставленных целей образования — формированию творческого мышления учащихся. Для меня, как педагога и воспитателя детей с ограниченными возможностями достоинства использования ИКТ во внеурочной деятельности неоспоримы.
Технические достоинства ИКТ: быстрота, манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прочитывания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства: создание эффекта присутствия «Я это видел!». У учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Внедрение ИКТ в свою деятельность я осуществляю по направлениям:
Методическая работа:
- разработка собственных программ;
- подбор ПО для учебных целей;
- справочники, словари;
- работа с web – сайтами;
- мониторинг развития учащихся.
Воспитательная работа:
- использование готовых электронных продуктов;
- создание презентаций, слайд – шоу, клипов;
- дидактические игры;
- участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- виртуальные музеи и путешествия.
Основные цели, которые я ставлю при использовании ИКТ:
сделать мероприятие, занятие современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить данное занятие, деятельность к мировоззрению современного ребёнка.
Цели, с которыми я использую ИКТ на внеклассных мероприятиях, занятиях:
- демонстрация и объяснение;
- привлечение внимания;
- создание проблемной ситуации;
- усиление мотивации к познанию нового;
- расширение словарного запаса;
- проверка уровня запоминания.
ПРЕЗЕНТАЦИИ.
У детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образное мышление, а ИКТ облачают в современную и увлекательную форму любой материал. Применение презентации позволяет мне отказаться от всех остальных видов наглядности.
Презентация позволяет мне не просто рассказывать, а вести беседу с учащимися, опираясь на слайды, выведенные на большой экран, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует развитию мышления учащихся, развивает их память и речь.
Стараюсь выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут утомлять и отвлекать учеников, а дадут сосредоточиться на главном. Младшим школьникам нравятся задания, где нужно вставить пропущенные буквы, выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента, игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.).
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
- придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор;
- повышает производительность труда педагога.
При комплексном использовании возможностей компьютерной сети можно добиться действительно превосходных результатов. Систематическое использование ресурсов Интернет создаёт условия для развития у детей с ОВЗ познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.



ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
В младших классах дети с интеллектуальными нарушениями во время занятий быстро утомляются.
Поэтому неотъемлемой частью любого мероприятия или занятия являются физкультминутки, гимнастика для глаз. Периодически использую на уроках электронные музыкальные физкультминутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают усталость и нервное напряжение, помогают предупреждению и снятию умственного утомления, способствуют восстановлению физических и духовных сил, совершенствованию общей моторики.
Маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, которые приносят эти электронные зарядки. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. -
Конечно, подготовка мероприятий с использованием ИКТ требует много времени для систематизации и оформления информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство педагога. Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения детей с ОВЗ на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а также продуктивность самоподготовки учащихся, благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой деятельности.
Учитывая психологические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.
Использование ИКТ — это требование времени, позволяющее вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Применение информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями предоставило мне возможность сделать следующие выводы:
-компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с интеллектуальными нарушениями;
- использование ИКТ побуждает детей с к занятиям, содействует познавательной активности;
- способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;
- повышается самооценка ребенка.
Август 2022