Конференции

МИНИ-МУЗЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нестерова Ольга Александровна
воспитатель
МДОУ "Детский сад "Белоснежка", г. Каргополь


В раннем детстве ребёнок получает огромное количество информации о окружающем мире и начинает осознавать свою роль в нём. Знания и впечатления, заложенные именно в дошкольном возрасте, накрепко откладываются в памяти человека на всю жизнь. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения воспитанников в специально организованную предметно-пространственную среду. Экспозиции мини-музея в детском саду, посвящённые различным темам, помогают превратить абстрактные понятия в наглядные и осязаемые. Наша страна огромна, не везде и не всегда есть возможность сводить ребёнка в галерею или на выставку. К тому же маленькие дети нуждаются в специфическом методе подачи информации, адаптированном для их возраста. Через создание мини-музея дети получают первоначальное представление о том, что такое музей. Это поможет привить интерес и любовь к посещению подобных мест в дальнейшем в жизни.
Мини-музей в детском саду - это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность, это возможность расширения представлений детей об окружающем мире.
Главная задача мини-музей образовательно-просветительская, поэтому в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Также специфической чертой мини-музея является его игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учётом собственных интересов и возможностей, т.е. ребёнок имеет возможность проявлять активное поведение по отношению к экспонатам. Главное - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребёнка. Участие детей в создании мини-музеев, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение км окружающему миру.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из глобальных целей мини-музея в ДОУ. безусловно, для успеха этого начинания процесс формирования мировоззрения у детей должен носить постепенный характер. Кроме того, музейная деятельность должна быть взаимосвязана с общеобразовательной деятельностью группы, детского сада. В таком случае экспонаты мини-музея будут вспомогательным наглядным пособием и антуражем при проведении занятий, мероприятий. Старшие могут помогать проводить экскурсии для младших воспитанников, это делает их более ответственными. Также дети вовлекаются в работу мини-музея для сбора и изготовления материалов и экспонатов, поддержания их в порядке, этим они чувствуют свою причастность к взрослому, серьёзному делу. Всё это в совокупности, шаг за шагом, развивает в детях основные нравственные и гражданские ценности - доброту, заботливость, сознательность, умение помогать друг другу, любовь к близким и родному краю. Кроме того, они получают первоначальные сведения о том, что такое музей, история, естествознание, краеведение, искусство, культура, театр.
В основе мини-музея обычно лежит какая-нибудь коллекция. Ребёнок дошкольник по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, камни, фигурки
динозавров, машинки, фигурки из «киндер-сюрпризов». Но назначение таких коллекций в отличии от настоящих имеет для дошкольников сугубо практическое значение. Трудно представить ребёнка, который собирает машинки только для того, чтобы выставить их на полке за стеклом и показывать друзьям. Все детские коллекции становятся частью его развивающей среды. Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним ничего нельзя, то интерес дошкольника к данному предмету ослабевает: предмет становиться частью окружающего фона. Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.
В рамках музейной работы проводятся активные тематические игры, занятия, развлечения. Дети - это не просто зрители, они полноценные участники подготовки всех мероприятий, и, как правило, очень серьёзно и ответственно относятся к этому процессу. Совместное собирание уникальных экспонатов и изготовление декоративных элементов своими руками помогает активизировать родителей. Обычно они охотно откликаются и принимают живое участие в устройстве и пополнении коллекции.
В своей педагогической деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста мы использовали одну из форм музейной дошкольной педагогики – мини-музей, который был организован в рамках проекта по патриотическому воспитанию «Гордо реет флаг России».
Данный проект был реализован с 16 ноября по 1 декабря 2020 года с целью воспитания у детей любви и уважения к нашей Родине – России через знакомство с государственным символом России – флагом. Участниками проекта стали воспитанники, воспитатели и родители воспитанников средней группы.
Наиболее интересно построить содержание проекта нам помогла технология «Модель трёх вопросов». Применив её, мы получили ответы на важные вопросы: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что нужно сделать, чтобы узнать?» и на основе их составили план действий.
В ходе проектной деятельности мы с детьми успели познать много интересного.
Познавательные беседы: «Россия – Родина моя!», «Государственная символика», «Когда впервые появился Российский триколор?», «Что значат цвета Российского флага?» помогли расширить представления детей о государственной символике Российской Федерации, её происхождении, истории. Даже узнали, когда мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации.
В творческой мастерской дети с удовольствием работали, своими руками изготовили модели Российского флага в технике пластилинография, а также создали коллективную работу - аппликация из ладошек.
Вызвать патриотические чувства помогли произведения М. Бебина «Российский флаг», А. Александров «Российский триколор», С. Зайцев «Флаг родной», Е. Синицына «Берегите Россию».
Просмотр мультфильмов из занимательной серии для детей «Видео энциклопедия нашей страны», таких как: «История России для детей», «Я расскажу вам о России», «Мы живём в России – Золотое кольцо», способствовали развитию познавательного интереса детей к теме проекта.
В игровой деятельности познакомили воспитанников с дидактическими играми: «Будь внимателен», «Найди такой же», Развивающее лото «Флаги», в которые дети, объединившись в небольшие группы, с удовольствием играли в свободной деятельности.
К созданию мини-музея мы приступили на третьем завершающем этапе, когда дети получили достаточно полную информацию по теме проекта. Работа по оформлению и пополнению пространства мини-музея началась с создания основного фонда, который включал в себя коллекции предметов с изображением Российского флага.
Большую помощь в этом нам оказали родители наших воспитанников. Организуя работу по привлечению родителей воспитанников к подбору экспонатов для мини- музея, мы опирались на следующие принципы:
- партнёрство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь и доверие со стороны родителей.
Благодаря усилиям родителей в мини-музее появились: кружка и салфетка с изображением Российского флага, макет здания администрации, воздушный шар с куполом в расцветке триколор, картина с изображением Кремля и многие другие экспонаты. Также приняли участие в пополнении музея сотрудники детского сада.
Воспитанники с увлечением рассматривали музейные экспонаты, делились своими впечатлениями, задавали нам вопросы. По интересующим их вопросам мы проводили дополнительные познавательные беседы.
Посетителями нашего группового музея стали воспитанники, родители воспитанников, а также педагоги нашего детского сада, которые тоже с интересом рассматривали экспонаты.
В ходе создания и функционирования мини-музея мы отметили его преимущества:
·          мини-музей расположен в группе;
·          экспонаты мини-музея можно трогать руками, рассматривать и, конечно, с ними можно играть;
·          в обычном музее ребёнок- лишь пассивный созерцатель, а здесь он- соавтор, творец экспозиции, при чём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка;
·          вносит разнообразие в развивающую предметно-простран-ственную среду.
Мини-музей – это результат сотрудничества взрослых и детей. В наше время все: и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Создание мини-музея в ДОУ задаёт новое направление и мощный импульс к такому общению.
Проанализировав нашу деятельность по реализации проекта и деятельности группового тематического мини-музея, отметили следующее: созданный нами мини-музей «Гордо реет флаг России» позволил повысить познавательную активность наших воспитанников и их родителей в изучении темы проекта, способствовал сплочению детско-родительских отношений, а также формированию у детей патриотических чувств, любви, гордости и уважения к своей Родине - России.
Список используемой литературы:
1. Байдина, Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. //Справочник старшего воспитателя.-2013.-120 с.
2. Ковалёва, Г.А.Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалёва.- М.: АРКТИ, 2003.-80 с.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова, Е.П. Панкова.- М.: Атрис – пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С. 38-42.
Август 2022