Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Кондрашова Наталья Георгиевна
заведующий
Бубнова Анна Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад "Белочка", пгт Федоровский, ХМАО-Югра


В последние годы отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями развития. Коррекционное образование и развитие детей, воспитывающихся в группе компенсирующей направленности с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) МБДОУ д/с «Белочка», осуществляется комплексно, ежедневно, с участием медицинских и педагогических работников службы психолого-педагогического сопровождения детского сада: воспитателей, учителей-дефектологов, учителей–логопедов, педагогов-психологов, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. Данную группу посещают дети с умственной отсталостью средней и тяжёлой степени, с расстройством аутистического спектра (РАС).
В образовательной организации получила широкое применение здоровьесберегающая практика с визуализацией изображений на интерактивной доске: элементы психогимнастики; точечный игровой самомассаж; релаксационные упражнения; ритмическая гимнастика и элементы логоритмики; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры малой подвижности с речью, подвижные игры; дыхательные упражнения, пальчиковый игротренинг; артикуляционные игровые упражнения, организуя которые активно применяется интерактивное оборудование с визуализацией изображений или видео на экране интерактивной доски. В целостной системе, как комплекс специальных образовательных условий, начиная с общих (для всех категорий детей с ОВЗ), до специфических и индивидуально ориентированных для коррекционно-образовательного процесса и социализации ребёнка-инвалида или ребенка с ОВЗ, имеющего умственную отсталость, аутизм.
Реализация идеи организации здоровьесберегающего коррекционно-образовательного процесса приводит к необходимости ежедневного использования динамических пауз. В комплексы бодрящей гимнастики, игровых ситуаций часто включаются игровые упражнения с использованием для мотивации интерактивного оборудования, затраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей [2, стр.32].
Особое внимание уделяется специалистами развитию физиологического и речевого дыхания дошкольников с ОВЗ. Нарушением функции речевого дыхания считается подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют общепринятые методики тренировки дыхательных мышц и регулирования работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Стабильный уровень заболеваемости и речевых нарушений у детей данной группы обусловили необходимость упростить существующие методики для детей с ОВЗ дошкольного возраста. Для решения данных задач в дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников: разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, мобили, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, мультимедийные презентации. Данные виды пособий и оборудования входят в развивающую предметно-пространственную среду кабинетов учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога, групповых комнат, музыкального и физкультурного зала и применяются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Визуализация изображений на экране позволяет детям с ОВЗ и детям-инвалидам сосредоточить внимание, найти зрительный ориентир, выполнять действия напряжения и расслабления.
Творческое использование опыта З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх аналогично сопрягается с использованием интерактивного оборудования, способствуя активизации детей при овладении правильными артикуляторными позами, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, игровые обучающие ситуации [1, стр.18].
Анализируя научно-методическую литературу и опыт практической деятельности педагогов детского сада, «Белочка» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, можно констатировать, что в настоящее время в процессе развития и коррекции нарушений развития видится актуальное направление деятельности в обеспечении детям-инвалидам и детям с ОВЗ возможности активно взаимодействовать в интерактивной среде.
Список используемой литературы
1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.: Сфера, 2018.-114с.
2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М.: Дрофа, 2019.-236 с.
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2018.-114 с.
Август 2022