Конференции

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Юсупова Елена Николаевна
методист
МАУДО «Дом детского творчества № 15», г. Набережные Челны


Современные учащиеся — это новое поколение Z, которые используют Интернет как пространство обитания. Эти дети родились, когда Интернет уже существовал, они воспринимают его как естественное качество жизни — и они привыкли быть в сети. Вариант, к которому стремится любой педагог — самостоятельная деятельность учащегося в интерактивной среде обучения, где он использует готовые электронные образовательные ресурсы, учебные, тренировочные и проверочные упражнения в системе Интернет. Для того, чтобы сделать занятия насыщенными и интересными, вовлечь детей в познавательную, творческую и исследовательскую работу, сделать выполнение домашних заданий увлекательным делом, нужно следовать в ногу с современными детьми.
Образовательные учреждения в наше время ставят одним из приоритетных вопросов своей деятельности, внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс. В ходе дистанционного обучения можно осуществлять индивидуальный подход к обучению, принимая во внимание возможности каждого учащегося, их круг интересов и индивидуальный распорядок дня. Дистанционное обучение – это вид образовательного процесса, при котором педагог и учащийся находятся на расстоянии, а процесс обучения происходит при помощи сети Интернет или иных видов связи.
Можно выделить несколько главных отличий дистанционного обучения от традиционного:
1.         пространственная удаленность педагога и учащегося;
2.         усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
3.         временное ограничение занятия для учащихся: 7-8 лет – 10 минут, 9-11лет – 15 минут, 12-13 лет – 20 минут, 14-15 лет– 25 минут, 16-17 лет – 30 минут.
4.         частая смена видов деятельности;
5.         подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного обучения;
6.         мгновенный доступ к лекциям, библиотекам и иным электронным ресурсам.
Интернет-ресурсы предлагают для применения в нашей работе сетевые технологии, начиная от самых простых и заканчивая комплексными системами: электронная почта, совместное редактирование документов средствами облачных технологий, онлайн-тест и другие виды КИМ, веб-квест, блог, глог, образовательные среды, Classroom от Google, Moodle, Zoom, технология веб-портфолио (webfolio) и др.
Познакомлю с наиболее полезными онлайн-ресурсами, благодаря которым есть возможность узнавать интересные вещи и научится чему-то важному и практичному.
В образовательную платформу "Российская электронная школа" входят интерактивные уроки по всему школьному курсу, различные тематические курсы, видео-уроки, фильмы и музыкальные концерты.
Модули и задания образовательного ресурса LearningApps.org можно применять на занятиях изобразительного искусства, технического направления, театрального направления, а также во внеурочной деятельности: представлены кроссворды, пазлы, таблицы, различные викторины и др.
Для проверки знаний можно использовать онлайн сервисы для тестирования. Например, Google-формы позволяют создавать онлайн-опросы и тесты, система «Твой тест» позволяет создавать тесты с произвольным количеством вопросов, сравнивать результаты, просматривать результаты по каждому ребенку.
Образовательная платформа «Арзамас». Особенный проект, собравший в своем ресурсе интересные лекции и тесты по истории, литературе, живописи, кино и музыке.
Образовательная платформа «Лекториум», содержит огромную медиатеку, где представлены увлекательные видеолекции от ведущих преподавателей вузов России.
Интернет-проект «ПостНаука» позволяет учёным рассказывать о своих исследованиях от первого лица — через видеоролики.
Дистанционное обучение представляет педагогическую технологию, полностью построенную на использовании информационных и коммуникационных технологий. Формы дистанционного обучения в качестве обучающего ресурса различны. Это и работа всем коллективом, а также группами, и индивидуальная работа.
Преимущества форм дистанционного обучения на разных платформах:
-          чат-занятие (on-line консультации, деловые игры с использованием Skype, Zoom технологий). Преимущества: такой формат занятия предполагает, что доступ к учебному материалу имеют все учащиеся группы и педагог. Педагогу, в этом случае, удобно объяснить тему один раз, ответить на все интересующие вопросы.
-          веб-занятие (с использованием Skype, Zoom технологий). Преимущества: учащиеся могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное время.
-          видеолекция и вебинар (с использованием ссылок на интернет-ресурсы). Преимущества: учащиеся могут изучить материал в свободное время.
-          телеконференция (использованием электронной почты). Преимущества: учащиеся регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.
-          Видеоконференция, форум, дискуссия (на базе сетевых сообществ, сайта педагога с использованием Skype, Zoom технологий) Преимущества: учащиеся находятся вне учебного кабинета, но у них создается ощущение, что они присутствуют на обычном занятии. Педагог и учащиеся общаются на расстоянии и при этом видят друг друга.
-          практические занятия (на базе ЭОР – электронных образовательных ресурсов, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, school-collection.edu.ru, педагогических сообществ и др.) Преимущества: учащимся предоставляется материал дистанционно, поэтому процесс не зависит от его местоположения
Практика показывает, что дистанционное занятие состоит из следующих структурных блоков:
1.         Введение. Мотивационный блок
2.         Инструктивный блок
3.         Информационно-содержательный блок
4.         Контрольный блок
5.         Коммуникативный и консультационный блок
6.         Рефлексивный блок
Дистанционное образование – новая и пока не всем привычная форма получения полноценного образования. Применение представленных образовательных платформ даст возможность педагогу увеличить арсенал инструментальных средств личной информационно-коммуникационной среды, быстро развить ИКТ-компетентности до уровня, определяемого профессиональным стандартом.
Таким образом, образовательные платформы можно и нужно использовать в учебном процессе. Их роль и место еще нужно осмыслить и понять. Сегодня можно утверждать, что каждый человек, оформляя собственное интернет-пространство, способствует тому, как будет выглядеть общее интернет-пространство, которое можно будет использоваться для коммуникации, профессионального и личностного роста и развития.
Литература:
1.         Горбатова, Т. Н. Использование образовательных интернет-ресурсов при формировании универсальных учебных действий в начальной школе / Т. Н. Горбатова. — Текст: непосредственный, электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8415/ (дата обращения: 08.04.2020).
2.         Санжаина Б. Г. «Использование ИКТ-технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе», статья на www.nsportal.ru Основные термины (генерируются автоматически): информационная среда, Модуль, начальная школа, образовательный ресурс, внеурочная деятельность, домашнее задание, интернет, урок, формирование.
Шапиро, К. В. Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / К. В. Шапиро. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1 (123.1). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/123/32613/ (дата обращения: 08.04.2020).
Август 2022